Акциз взболтал «Черноголовку»
Как введение налога повлияет на рынок газированных напитков
Производитель напитков «Черноголовка» сократит инвестиции на 5 млрд руб. из-за акциза на лимонад. Компания откажется от новых проектов в России из-за введения налога на сладкие газировки. Как пишет РБК со ссылкой на представителя «Черноголовки», это приведет к росту цен и падению производства на 20%. В частности, сокращение инвестпрограммы затронет проект в Московской области, строительство завода в Поволжье и расширение мощностей в Краснодарском крае. В компании отметили, что это решение приведет к отказу от тысячи новых рабочих мест.
В конце сентября стало известно, что власти в срочном порядке планируют с нового года ввести акциз на сладкие напитки в размере 7 руб. за литр. По данным собеседников “Ъ FM”, из-за этого сбора продукция может подорожать на 20%. Учитывая экономическую ситуацию в стране, Минфину стоило посоветоваться с бизнесом, считает исполнительный директор ассоциации «РусБренд» Алексей Поповичев:
«Трудно сказать, насколько это сейчас актуально, когда на рынке происходят большие перемены. Российские компании впервые получили возможность доминировать на рынке, они вкладывают дополнительные инвестиции в развитие своего бизнеса. Мне кажется, такое решение требует какого-то более серьезного обсуждения с бизнесом. Наверное, Минфин при своих расчетах исходило из показателей объема рынка. Вероятно, они учитывали возможную динамику рынка, поведение игроков. В любом случае увеличение цены и сокращение потребления приведет к снижению объема собираемых средств».
Поступления от акциза Минфин уже заложил в доходы бюджета на следующие два года. В ведомстве отмечают, что полученные средства планируется направить на борьбу с сахарным диабетом. Сбор со сладких напитков власти обсуждают не первый год. В 2016-м Минфин уже предлагал ввести его в размере 5 руб. за литр. Тогда ведомство оценивало дополнительный доход в 80 млрд руб. за период с 2017 по 2019 год.
Введение акциза негативно повлияет на рынок, который только начал восстанавливаться, считает один из основателей Famous Amazing Brands Антон Стельмаков: «Всем производителям придется поднимать цены, иначе в текущих условиях бизнес будет нерентабельным. Поднятие цен повлечет сокращение потребления и, соответственно, производств, рабочих мест и прочего.
Борьба с потреблением сахара должна все-таки происходить иначе и не завязываться на самой малой индустрии, которая продает гражданам товар на основе своих внутренних рецептур.
Эта мера излишняя, и не стоит, особенно в данных условиях, снижать покупательскую способность.
Российские компании наращивают обороты, трудно спорить с этим фактом. Это замечательно, наконец-то, они получили какие-то возможности для расширения, потому что рынок напитков всегда был очень конкурентным. Это приведет к существенному снижению маржинальности. А этот бизнес и так очень низкомаржанальный и зависимый от сезона. Поэтому забрать еще что-то уже нереально. Этикетка, упаковка и так подорожали. Тот же сахар постоянно прыгает в цене и является достаточно волатильным продуктом».
Доля отечественных брендов сладких напитков, в частности газировки, к июлю текущего года значительно возросла, отмечали аналитики NielsenIQ. На это повлиял уход компаний Coca-Cola и PepsiCo. В июле доля лидирующих по объему продаж локальных российских марок составила 25%, тогда как в прошлом году она не превышала 16%.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".