Экосистемный подход: как цифровые платформы помогают бизнесу работать с «синими воротничками»
Основатель и СЕО «Цифровой HR платформы» Дмитрий Серебряков — о ситуации на российском рынке труда и работе с самозанятыми
По данным Федеральной налоговой службы, в России сейчас зарегистрировано уже более 5 млн самозанятых исполнителей. Основатель и СЕО «Цифровой HR платформы» Дмитрий Серебряков рассказывает о том, как бизнесу полностью автоматизировать и оптимизировать процесс взаимодействия с ними при помощи цифровых решений.
Дмитрий Серебряков родился в 1985 году в Москве. 14 лет в управлении проектами и стартапами, экс-руководитель Экосистемы цифровых нетелеком бизнес-решений в ПАО МТС. Запустил 22 цифровых стартапа для корпорации, а также платформу ЮЗ ЭДО и Удостоверяющий центр ПАО МТС. Степень MBA, два высших экономических образования (МГУ и РАНХиГС), сертификации PMP, CAP, CSM, CSPO, CPO.
— Для российского рынка труда уже несколько лет характерна низкая безработица, но в свете событий февраля и сентября текущего года бизнес регулярно сталкивается с дефицитом линейного персонала. Что посоветуете?
— Посоветую рассмотреть альтернативные варианты привлечения исполнителей на те виды работ, где это возможно. Российским компаниям сейчас выгодно работать с самозанятыми по ряду причин. Во-первых, для самозанятых существует особый налоговый режим, при котором работодателям нет необходимости уплачивать за них налоги и страховые взносы, что позволяет экономить на фонде оплаты труда. Во-вторых, в текущей ситуации одним из ключевых факторов выживаемости любого бизнеса является его гибкость и способность быстро адаптироваться под меняющиеся условия. Привлечение к работе самозанятых позволяет решать необходимые задачи по мере их возникновения и тратить ресурсы компании только целенаправленно.
Однако при всех своих преимуществах использование труда самозанятых связано с некоторыми особенностями. Так, массовый подбор исполнителей создает дополнительную нагрузку на отдел кадров, а необходимость быстро оплатить их услуги — на бухгалтерию. Большинство HR-сервисов, существующих сейчас на рынке, сфокусированы на решении только одной из задач, возникающих у бизнеса. И этого, конечно же, недостаточно. В такой ситуации лучшим решением для компаний становится делегирование всего процесса работы с самозанятыми целиком.
— Какой список задач по работе с самозанятыми вы берете на себя?
— «Цифровая HR платформа» объединяет в экосистему ряд сервисов, которые позволяют автоматизировать и оптимизировать как HR, так и финансовые процессы компаний. Наша платформа обеспечивает эффективный автоматический подбор самозанятых по базе кандидатов из 350 тыс. человек (69,2 тыс.— активные, они откликаются на задания не менее десяти раз в месяц). Все представленные в базе кандидаты прошли процедуру верификации: их личность проверена по открытым базам госрегуляторов. Это позволяет нам уже на предварительном этапе исключить неблагонадежных исполнителей из числа соискателей. Агрегированный результат проверки соискателя выражается в числе баллов, которое ему присваивается. Чем больше балл, тем выше уровень благонадежности. Помимо баллов у каждого кандидата также есть собственный рейтинг, который складывается из оценок, выставленных ему заказчиками за выполнение заданий. С помощью этого наниматели получают информацию о наиболее подходящих для себя кандидатах. Благодаря работе «умных» алгоритмов (предиктивных моделей подбора исполнителей), объединенных в единую нейросеть, а также профилированных данных платформа может рекомендовать наиболее подходящих друг другу исполнителей и нанимателей.
— Какие услуги вы предоставляете после того, как исполнитель для заказчика найден?
— После этого платформа автоматически формирует договор, который стороны заключают при помощи электронной подписи, а также контролирует, чтобы исполнитель дошел до объекта и приступил к заданию. Когда задание выполнено, сервис автоматически проводит выплату и формирует чек за самозанятого. Ускорение решения всех задач в цепочке достигается за счет того, что мы предоставляем заказчикам все необходимые сервисы на единой платформе — в экосистеме.
— С компаниями из каких отраслей вы работаете?
— Нашими основными клиентами являются компании из разных сфер: ритейл, логистика, строительство, клининг, складские услуги, HoReCa. Для аутсорсинговых компаний и кадровых агентств мы предусмотрели отдельную функциональность. Мы можем буквально «встроиться под капот» любого из наших клиентов. Мы постоянно подключаем к платформе новые компании, проводим для них демо и показываем все возможности нашего сервиса.
— Как они оплачивают ваши услуги?
— У нас есть несколько моделей оплаты, и наши клиенты могут выбирать. Трансакционная модель предполагает, что заказчик платит платформе определенный процент от общей суммы вознаграждений исполнителям за задания, размещенные на нашей площадке. Лицензионная модель, напротив, дает заказчикам неограниченный доступ к функционалу и сервисам платформы за фиксированную сумму в месяц. Для соискателей регистрация на платформе, как и использование всех ее сервисов, всегда бесплатны, никаких комиссий для них не было и не будет.
— Каким образом с вами взаимодействуют наниматели и соискатели?
— Для нанимателей мы разработали веб-приложение, где они могут формировать задания, получать отклики от соискателей, вести кадровый электронный документооборот, контролировать доходимость исполнителей до объектов с помощью функции геолокации, проводить моментальные выплаты и получать аналитические отчеты о закрытии заявок и движении денежных средств — и все это в автоматизированном формате. Соискателям доступно мобильное приложение на операционных системах Android и iOS, а также для устройств семейства Huawei. При помощи своего смартфона соискатели могут, не выходя из дома, выбрать задание в удобное время в удобном месте, записаться на него и получить оплату сразу после выполнения работы. Наша платформа гарантирует своевременные выплаты и предлагает задания только от надежных заказчиков.
— Какие цели ставите перед собой?
— Одна из наших целей — кратно увеличить выручку компании за счет привлечения новых клиентов и исполнителей, ведь спрос на наши услуги с начала года постоянно растет. Сначала число обращений к нам увеличилось после событий 24 февраля, когда многие компании были вынуждены быстро адаптировать свой бизнес к изменившимся условиям на фоне ухода иностранных игроков. Их бизнес купили российские инвесторы и столкнулись вот с чем: в компаниях сохранился директорский и управленческий состав, а линейный персонал ранее был сокращен. А значит, новым владельцам бизнеса нужно было быстро найти и вывести на объекты огромное количество «синих воротничков». Также мы столкнулись с повышенным спросом на наши услуги после объявления о частичной мобилизации, так как бизнесу срочно потребовалось заменить тех, кого призвали на военную службу. Мы предоставляем сервис по всей России, а большая часть наших заказчиков находится в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах и регионах. В следующем году в наших планах выход за пределы России и запуск пилотного проекта в Казахстане и Беларуси.