Made in Russia
Как РЭЦ поддерживает развитие национального бренда
В Москве открывается ежегодный международный экспортный форум «Сделано в России» — это крупнейшая площадка для российских поставщиков продукции за рубеж. В текущем году, однако, производители столкнулись не только с разрывом привычных цепочек поставок и новыми ограничениями из-за санкций, но и необходимостью быстрого замещения поставщиков иностранных компонентов и оборудования. Участники форума поделятся собственными решениями этих проблем, а также обсудят перспективы выхода на новые рынки.
Сегодня в Москве в Центральном Манеже открывается международный экспортный форум «Сделано в России» — основная площадка для российских производителей и поставщиков. В рамках форума пройдет и выставка разработок высокотехнологичной продукции от отечественных компаний.
Каждый из дней форума посвящен одному из трех треков: первый день — вопросам регулирования (он обозначен как «Государство. Перспектива»). Спикеры этого дня обсудят пересмотр и адаптацию механизмов внешнеэкономического взаимодействия России в текущих условиях, формирование новой географии экспорта и возможностей кооперации на международном рынке, а также меры поддержки экспортеров и развитие странового бренда «Сделано в России».
При поддержке Минпромторга в этот день пройдет дискуссия «Промышленные кластеры за рубежом: новые возможности для российских экспортеров», также участники обсудят российский ИТ-экспорт, роль инфраструктурных бизнес-сообществ в развитии зеленого потенциала российской экономики и меры поддержки экспорта в регионах. 20 октября состоится и расширенное заседание Экспертного совета по развитию внешнеэкономической деятельности и поддержке промышленного экспорта при комитете Госдумы по экономической политике.
Второй день посвящен поиску новых возможностей для российского бизнеса на международных рынках — этот трек обозначен как «Бизнес. Время новых решений». Эксперты сессий обсудят новые логистические пути и транспортные коридоры, платформенные решения для развития экспортной экосистемы, инструменты финансового рынка и платежной инфраструктуры — ограничения в этой сфере весной стали одной из ключевых проблем для поставщиков, работающих с иностранными контрагентами. В этот день будут обсуждаться вопросы электронной торговли, продвижения на зарубежных рынках экспорта агропромышленного комплекса, использования сервиса «одного окна». Помимо этого запланированы вебинар по господдержке для экспортеров, мастер-класс Школы экспорта, двусторонний диалог «Россия—Иран», а также сессии про женское лидерство и ESG-повестку.
Третий день посвящен практикуму для бизнеса от лидеров-предпринимателей, экспертов маркетинга и ведущих экономистов (трек так и обозначен — «Практикум»). Посетители форума смогут получить инструкции по выходу на международные рынки и поиску новых экспортных ниш, а также обсудить вопросы работы экспортеров в современных условиях. В этот день запланированы сессии по поддержке МСП, проведению питчинга онлайн и защите интеллектуальной собственности на внешнем рынке. Также при участии бизнес-школы «Сколково» пройдет кейс-стади «Made in Russia to China. Выход на китайский рынок: от FMCG до инноваций, от образования до индустрии развлечений».
Поддержка с брендом
Основные меры поддержки экспортирующих компаний по-прежнему сосредоточены в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Производители и поставщики могут обратиться в региональные центры поддержки экспорта и российские торгпредства за рубежом для поиска иностранных клиентов, анализа зарубежного рынка (спрос на те или иные виды продукции, каким требованиям иностранного законодательства она должна соответствовать).
Первый заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков о форуме «Сделано в России»
В текущих геополитических и экономических условиях особенно важно выстроить слаженную совместную работу федеральных и региональных органов власти, профильных организаций, промышленных и торговых предприятий, общественных организаций по развитию отечественной экономики, обеспечению стабильности промышленного производства, насыщенности внутреннего рынка. Все эти задачи неразрывно связаны с вопросами внешней торговли, развитием и укреплением наших отношений с дружественными странами.
За время проведения Форум «Сделано в России» стал не только ведущей международной площадкой для обсуждения актуальных вопросов российского экспорта, но и выработки практических решений в сфере внешнеэкономической деятельности.
В этом году Минпромторг России проведет в первый день работы Форума панельную дискуссию на тему «Промышленные кластеры за рубежом: новые возможности для российских экспортеров», участники которой обсудят потенциальные площадки для локализации российского производства в дружественных странах, какие особенности и риски существуют при ведении бизнеса на их территории, какие механизмы государственной поддержки экспортеров необходимы, какие возможности открываются для российских производителей в новых условиях и другие актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности.
Среди мер господдержки для экспортеров действует и механизм финансирования их участия в международных выставках и деловых миссиях для поиска новых рынков сбыта и зарубежных партнеров, выделение транспортных субсидий. Кроме того, государство помогает компаниям при сертификации и лицензировании их продукции.
Для экспортеров работает и цифровая платформа «Мой экспорт», которая позволяет им получать услуги в сфере внешнеэкономической деятельности в режиме «одного окна» онлайн (на развитие сервисов цифровой платформы направлена также стратегическая инициатива правительства РФ «Одно окно экспортера»). Платформой уже пользуется каждый шестой российский экспортер (количество пользователей платформы с момента ее запуска в ноябре 2020 года увеличилось до 10 тыс.). «Когда "Мой экспорт" только запускался, компаниям были доступны четыре сервиса, сейчас же их количество увеличилось более чем в семь раз. И на достигнутом мы останавливаться не собираемся. Как и прежде, будем учитывать запросы экспортеров и внедрять новые бизнес- и государственные услуги»,— отметила глава РЭЦ Вероника Никишина. Самые популярные сервисы на платформе — это господдержка участия в зарубежных выставках и ярмарках, товарно-страновой профиль со списком потенциальных покупателей, получение сертификата свободной продажи, подбор маркетплейсов и господдержка на транспортировку промышленных товаров и продукции агропромышленного комплекса.
В текущем году в рамках РЭЦ была значительно расширена поддержка и национального бренда «Сделано в России». По словам Вероники Никишиной, это позволит большему числу компаний, которые производят качественную продукцию, присоединиться к программе. Предполагается, что программа будет масштабирована в партнерстве с крупнейшими деловыми объединениями и госорганами, которые отвечают за систему сертификации. Смысл новой концепции — давать компании «птичку» (символ РЭЦ), если она пройдет добровольную сертификацию в любой области и получит сертификат, пояснила глава РЭЦ.
Национальный бренд продвигается за рубежом уже несколько лет и символизирует преимущества российской продукции, полагают в центре. В качестве ключевых рынков для экспорта российской продукции в РЭЦ сейчас рассматривают Азию, Иран, ОАЭ и Китай. «Птичка "Сделано в России" — это своего рода талисман для многих экспортеров. Мы хотим максимально увеличить эффект от продвижения российской продукции не через продвижение конкретных брендов, а именно через продвижение зонтичного»,— добавила Вероника Никишина.
«Покупай российское»
Бизнес все активнее замещает и иностранных производителей, ушедших с российского рынка. Особенно это заметно в фармацевтике, химпроме, товарах для красоты и здоровья и производстве мебели. Наращивают поставки за рубеж и компании агропромышленного комплекса (см. статью «Курс на промышленность»).
Запуск новых производств и увеличение выпуска при высокой эффективности могут способствовать росту экспортного потенциала РФ. Так, по словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, поддержка несырьевого неэнергетического экспорта должна быть включена в перечень антикризисных мер, поскольку из-за санкций правительство ожидает снижения объема ННЭ по итогам 2022 года примерно на 17%. «Как известно, в мире рынки никто добровольно уступать не будет, даже и дружественные наши страны все борются за рынки, поэтому вопрос о поддержке несырьевого неэнергетического экспорта наряду с инвестициями сейчас тоже является таким важнейшим элементом нашей антикризисной программы»,— указывал Андрей Белоусов.
Лидеры в экспорте
Помимо традиционного для форума награждения лауреатов премии «Экспортер года» в текущем году особое внимание будет уделено поддержке женского лидерства в экспорте. Для этого на заседании конкурсной комиссии Всероссийского конкурса Центров поддержки экспорта уже был объявлен официальный старт конкурса «Лидеры поддержки. Женщины в экспорте». Решение о проведении конкурса было принято на ПМЭФ-2022, а его итоги будут подведены в марте следующего года.
По словам Вероники Никишиной цель этого конкурса — найти и рассказать всем о лучших практиках региональных центров поддержки экспорта по работе с предпринимательницами, чтобы в каждом регионе России женщины знали, что они всегда могут обратиться за помощью при ведении экспортной деятельности. «Центры поддержки экспорта — очень важный элемент в системе господдержки. Ведь почти 50 тыс. экспортеров — это представители малого и среднего бизнеса. Около 80% из них — представители регионального бизнеса», отметила глава РЭЦ.
Для проведения конкурса эксперты РЭЦ разработали методику, по которой будут оценивать региональные центры поддержки экспорта (ЦПЭ). В конкурсе будут две номинации: первая — это «Динамика вовлечения в экспорт», здесь оценивается количество предпринимательниц, которые обращаются в ЦПЭ за поддержкой их экспортной деятельности (важна не цифра, а именно динамика вовлечения женщин, оценка будет производиться в баллах по специальной формуле, которая учитывает и количество пользовательниц услуг ЦПЭ, и относительный прирост, и их долю в общем количестве пользователей услуг). Вторая номинация — это «Новый женский экспорт», в ее рамках оценивается рост количества женщин-экспортеров, которые воспользовались услугами ЦПЭ и заключили экспортные контракты. После ранжирования центров по этим критериям в конкурсную комиссию будут направлены предложения по определению победителей конкурса по каждой номинации. По итогам же голосования определят центры, которые активнее всего вовлекают женщин в экспорт.
АНО «Национальные приоритеты»