Что говорят эксперты о программах поддержки импортозамещения

Борис Копейкин, первый вице-президент Центра стратегических разработок:

— Активная работа над импортозамещением ведется много лет. Один из основных документов в этой сфере — госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», которая определяет импортозамещение как процесс создания конкурентоспособных производств, направленных на замещение импортируемых товаров. Набор мер поддержки, предлагаемых государством инвесторам как для новых проектов, так и для действующих компаний, позволяет выбрать оптимальную меру в зависимости от специфики проекта, будь то льготное оборотное кредитование для поддержания текущей деятельности, предоставление инвестиционных кредитов на создание новых производств или стабилизация параметров законодательства на длительный срок.

Любой мере поддержки нужно какое-то время на «взлет», поэтому программы, запущенные в текущем году, можно будет оценить не ранее чем по итогам года. Однако с самого старта идет постоянный сбор обратной связи и при необходимости параметры мер донастраиваются, а целый ряд механизмов из временных превращается в постоянно действующие инструменты государственной политики. Но надо понимать, что импортозамещение не означает независимость от импорта и неуязвимость к внешним шокам. Очень мало отраслей, где предприятия могут быть успешными в глобальном масштабе, но при этом совсем не зависеть от импорта оборудования, сырья и технологий. Например, в предыдущие годы в России был создан ряд успешных автосборочных производств в рамках СПИКов, до недавнего времени успешно осуществлялся экспорт автомобилей, который сейчас остановился вместе с производством. Поэтому успех импортозамещения, как это ни парадоксально звучит, в ближайшие годы будет сильно зависеть от успеха усилий по восстановлению и замещению импорта. И технологий, и оборудования, и сырья, и комплектующих.


Наталья Кириллова, руководитель рабочей группы по импортозамещению «Деловой России»:

— Из действующих мер наиболее востребованы льготные займы и кредиты, прежде всего федерального и региональных Фонда развития промышленности (ФРП), и льготная программа кредитования «1764» для субъектов малого и среднего предпринимательства (постановление правительства от 30 декабря 2018 года №1764), реализуемая по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство».

Займы ФРП дают доступ к относительно длинным и дешевым заемным средствам на создание и модернизацию производства. Доступ к этой мере поддержки со стороны бизнеса ограничен из-за высоких требований к обеспечению, которые предприятия должны предоставлять в качестве гарантии возврата займа.

У бизнеса остается проблема производственных площадей. Запущенная недавно Минпромторгом программа льготной промышленной ипотеки может частично решить данный вопрос. Из-за ускоренного запуска программа сырая, потребуется ее доработка по ходу реализации. Для решения проблемы нехватки производственных площадей действуют режимы промышленных, индустриальных и технопарков. Программы были запущены Минпромторгом и Минэкономразвития уже давно, но качество их реализации отличается в зависимости от региона.

Важной частью промышленной и инновационной инфраструктуры для бизнеса являются центры инжиниринга. Через них должны происходить связь науки с промышленностью, трансфер технологий, обмен лучшими практиками по развитию промышленных предприятий. Все это должно ускорять процесс развития нашей промышленности, повышать ее технологическую конкурентоспособность и готовность к новым вызовам. В центрах должны быть собраны высококлассные специалисты, которые смотрят сверху и широко на любую проблему промышленности и находят нетривиальные решения, в том числе на межотраслевом уровне. Две соответствующие программы по созданию сети центров инжиниринга (в вузах и регионах) стартовали в России еще в 2012 году. Причем ими занимались и занимаются сразу три министерства: Минобрнауки, Минпромторг и Минэкономразвития. За это время было создано более 100 центров по обеим программам. Сильные центры появились в Москве, Питере, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Ярославле и ряде других регионов.

Важно, чтобы данные программы государственной поддержки (промышленные, индустриальные и технопарки, промышленные кластеры, центры инжиниринга) остались доступными для регионов, чтобы финансирование этих программ оставалось на должном уровне, так как от этого напрямую зависит успешная реализация задач импортозамещения и наращивания технологической независимости России.

Большой и пока не реализованный спрос на инструменты и меры поддержки проектного финансирования — для получения доступного финансирования под залог проекта (подписанного контракта). В санкционных условиях необходимо быстро наладить производство выпадающих продуктов в России. У бизнеса есть возможности и готовность создать такое производство, но риски инвестиций крайне высоки, поэтому они должны быть разделены между предпринимателями и государством. В связи с этим есть высокая необходимость развернуть меру поддержки спроса со стороны государства. Таким механизмом, в частности, являются офсетные контракты, которые дают подтверждение гарантированных со стороны государства закупок у предприятий. В случае, если государство быстро запустит инструменты проектного финансирования и офсетных контрактов, будет возможен массовый запуск инвестпроектов в России.

Вся лента