Прорывные отрасли
Как российские компании наращивают свое присутствие на рынке
Возможности расширения присутствия российских компаний на мировых рынках и развития их экспортного потенциала напрямую зависят от производственных возможностей предприятий. В ответ на меры господдержки и уход с рынка части иностранных игроков российские предприниматели приступили к освоению новых ниш и расширению производства. Особенно успехи российских производителей заметны в фармацевтике, химической и легкой промышленности. Меры поддержки в совокупности с экспортными стимулами могут ускорить и выход таких компаний на внешние рынки.
После введения санкций против российской экономики предприятия наряду с массивом проблем с расчетами, поставками, потерей доступа к технологиям получили возможности для развития собственных производств после ухода иностранных компаний с рынка, считают как представители власти, так и сами предприниматели. Опрос малого бизнеса в рамках индекса RSBI показал, что занять освободившиеся после ухода иностранных конкурентов ниши в июне хотела треть предприятий, а 11% к тому моменту уже приняли решение о расширении бизнеса.
Запуск новых производств и наращивание выпуска при высокой эффективности могут способствовать росту экспортного потенциала РФ. «В мировой практике импортозамещение обычно увязывается с экспортом, ведь конкурентоспособность на внутреннем рынке тесно коррелирует с конкурентоспособностью в глобальном контексте. Поэтому с точки зрения международного опыта успех программ импортозамещения обычно означает и успешный выход на внешние рынки, за исключением случаев, когда отрасль процветает только за счет барьеров для зарубежных конкурентов»,— отмечает первый вице-президент Центра стратегических разработок Борис Копейкин. Научный сотрудник Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Каринэ Хаджи указывает, что произведенные при поддержке государства продукты возможно также и экспортировать в случае насыщения внутреннего рынка. «Для некоторых категорий товаров, прежде всего в сфере высоких технологий, экспорт необходим для расширения рынка в связи с узкой специализацией продуктов и долгим сроком эксплуатации высокотехнологичной продукции»,— считает эксперт.
В РЭЦ отмечали положительную динамику ННЭ, несмотря на падение по ряду отраслей из-за нарушения логистики. К перспективным направлениям для экспорта в современных условиях относятся продукция агропромышленного комплекса и машиностроения, химической промышленности, товары для красоты и здоровья, ИТ-технологии и решения, включая финансовые услуги, перечисляет Каринэ Хаджи. «В России есть перспективные, уникальные разработки в данных отраслях, которые могут быть особенно востребованными в развивающихся странах»,— отмечает эксперт.
Аграрии идут на экспорт
Сейчас в агропромышленном комплексе (АПК) реализуется 259 экспортно ориентированных инвестиционных проектов. В результате их реализации аграрный экспорт может вырасти более чем на $4,5 млрд. По данным ФГБУ «Агроэкспорт» при Минсельхозе, экспорт российской продукции АПК в 2021 году вырос на 21%, до $37,1 млрд, в 2022 году он может превысить $40 млрд. Руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов отмечает, что в отрасли не произошло снижения инвестиционной активности, а компании-экспортеры в новой ситуации, напротив, стремятся скорее завершить действующие проекты и запустить новые. «Если в прошлом году мы оценивали объем заявленных инвестиций в размере более 800 млрд руб., то в этом году сумма инвестиций выросла на 25%, до 1 трлн руб.»,— указывает он.
Инвестпроекты ориентированы на производство продукции верхнего и среднего передела (после переработки) — на них приходится 74% запланированной выручки. В результате средняя стоимость тонны продукции на экспорт будет на 36% больше, чем средняя стоимость российской экспортной продукции в данное время. В свою очередь, государство продолжает стимулировать сектор: весной выделены дополнительные средства на льготные краткосрочные и инвестиционные кредиты для АПК, на обновление сельхозтехники, а также ускорено доведение субсидий до аграриев за счет механизма авансирования в регионах. Как сообщил вице-президент РЭЦ Алексей Солодов, экспортерам сельхозпродукции с высоким рейтингом доверия от налоговой службы могут упростить доступ к инструментам поддержки.
Новые субстанции
Хотя медицинское оборудование и лекарственные средства выведены из санкционного списка, на деле оплата и логистика таких поставок сопряжены со многими проблемами, что делает их практически невозможными. Российские производители активно занимаются импортозамещением лекарственных средств и материалов — так, их производство с января по май выросло на 28% по сравнению с 2021 годом. Производство препаратов с начала года выросло на 30% в годовом выражении — на 275 млрд руб., следует из данных Росстата. Производство сывороток и вакцин в дозах выросло на 21%, а в ампулах — на 14%, фармсубстанций — на 35%. Выпуск медоборудования и приборов увеличился на 43% — 12,6 млрд руб.
Успешным примером развития промышленности стало предприятие «МедИнж» из Пензы по производству инновационной медпродукции. Компания производит искусственные сердечные клапаны, имплантируемые без остановки сердца (почти 40 изделий в месяц), а также аортальные протезы клапана, которые можно имплантировать без сложного хирургического вмешательства — через небольшой надрез в области груди. Предпринимателям удается полностью или частично импортозаместить медикаменты.
Так, группа компаний «Промомед» для снижения зависимости от импортного сырья запустит крупное производство активных фармсубстанций — семь современных цехов (три из них посвящены синтезу онкологических молекул). Компания входит в число лидеров по продажам препаратов для лечения коронавируса, а также по производству антибиотиков в РФ, занимается разработками новых продуктов по борьбе с ВИЧ, в онкологии и неврологии.
Фармкомпания Renewal в 2022 году начала выпускать препарат L-тироксин из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарств — он необходим людям с заболеваниями щитовидной железы. До сих пор 90% этого рынка занимали препараты, произведенные за рубежом. Всего по итогам 2022 года Renewal выпустит до 50 новых препаратов. «Компания обладает существенными запасами для диверсификации рисков, а также дополнительно принимает эффективные меры по поиску и подбору запасных поставщиков»,— рассказал исполнительный директор Renewal Владимир Гречкин об адаптации компании к новым условиям.
Другой пример импортозамещения — производство инсулинов по принципу полного цикла внутри страны компанией «Герофарм». «Даже субстанцию производим сами. Мы всегда думаем о том, как модернизировать производство, сделать его еще более эффективным. Сейчас, когда страна сталкивается с разного рода ограничениями, эта задача стала еще актуальнее»,— говорит гендиректор компании Петр Родионов. Сейчас экспортеры лекарственных препаратов могут воспользоваться широким набором инструментов поддержки: субсидия на транспортировку, механизмы льготного кредитования, субсидии на сертификацию продукции к требованиям внешних рынков, субсидии на НИОКР и омологацию продукции.
Сами — с кремами
Активно процесс импортозамещения идет в производстве парфюмерно-косметических продуктов. По данным Росстата, в первом полугодии 2022 года выпуск такой продукции вырос на 3% в годовом выражении (1,1 млн продуктов). При этом спрос на российскую косметику вырос на 58%, а средний чек снизился с 3,6 тыс. до 3,1 тыс. руб., следует из данных CloudPayments. Стоимость импортной косметики, напротив, растет, что делает отечественную продукцию более конкурентоспособной при ее высоком качестве. Уход крупных иностранных поставщиков повлиял на потребительское поведение россиян, сместив спрос на отечественные продукты, отмечали эксперты Россельхозбанка в отраслевом исследовании. По их оценкам, российский рынок органической косметики ожидает кратный рост производства.
В Минпромторге ранее призывали крупные торговые сети помогать российским брендам косметики адаптироваться. «Производители должны соблюдать условия сетей: объемы, сроки поставок и качество всегда должны быть одинаковыми по всем регионам, чтобы потребители могли быть уверены в качестве продукции»,— отмечал глава Минпромторга Денис Мантуров.
В свою очередь, отрасль рассчитывает на продолжение политики ограничений импорта продукции из недружественных стран, если отечественные производители сами могут обеспечить внутренний рынок. По оценкам отрасли, местные предприятия могут занять до половины рынка по ряду категорий. Лишь в Москве более 30 производителей косметики и парфюмерии выпускают средства для макияжа, ухода за кожей и бритья, эфирные масла и другую продукцию. «Среди представителей отрасли — известные предприятия, такие как Faberlic, "Рассвет", "Свобода", некоторые из них работают более 150 лет. Есть и совсем новые бренды»,— рассказал глава департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы Владислав Овчинский.
Компании готовы и к выпуску инновационной косметической продукции. Так, резидент технополиса «Москва» нынешней осенью начинает выпуск медицинских инъекционных препаратов для мезотерапии, а в 2023 году запустит профессиональную косметическую линейку продукции для ухода за кожей. «Новое высокотехнологичное автоматизированное производство будет соответствовать современным стандартам и выполнять задачу насыщения рынка отечественной продукцией в тех сегментах, где высока зависимость от импорта»,— уточнил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Владимир Ефимов.
От кресел до лабораторного оборудования
После ухода с рынка IKEA российские потребители с удивлением обнаружили, что практически всю мебель, представленную в шведской сети, можно найти на рынке, поскольку товары производились отечественными предприятиями. По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, если в начале года доля импорта мебели составляла 41% от всего объема продаж в стране, то уже весной она упала до 30%. По данным Рослесинфорга, производство мебели за шесть месяцев текущего года в стоимостном выражении увеличилось на 13,8% (до 153,1 млрд руб.). Наибольший рост зафиксирован в сегменте кухонной мебели — на 24,5% (до 25,8 млрд руб.), деревянной офисной мебели — на 18,6% (до 11,3 млрд руб.), мебели для столовой и гостиной — на 6,9% (до 12,5 млрд руб.). При этом в объеме производства мебели 87% приходится на производителей РФ. «Отечественные производители мебели готовы закрыть потребности покупателя, несмотря на уход зарубежных конкурентов и трудности с закупками комплектующих, фурнитуры и технологической оснасткой, решаемые в том числе благодаря параллельному импорту»,— считает директор Рослесинфорга Павел Чащин.
Так, компания «Метта» из Башкирии выпускает инновационные эргономичные кресла более чем в 45 стран мира, а объем экспорта только за 2021 год составил более 495 млн руб.— 20% от общей выручки. Мощности предприятия позволяют выпускать более 2 тыс. кресел в день. Только в Москве мебель изготавливают 90 предприятий — деревянную, металлическую и мягкую мебель для социально значимых учреждений, жилых, офисных и торговых помещений.
Основатель компании по производству лабораторного оборудования «Листон» Юрий Сапрыгин рассказывает, что сегмент не попал под санкции и иностранные конкуренты с рынка не ушли, но возникли проблемы с платежами, логистикой, из-за чего стало «несколько свободнее». «На рынке есть четкий тренд на сделанное в РФ в силу прогнозируемости цены и сроков поставки»,— отмечает он. Компания регулярно пользуется мерами поддержки по линии РЭЦ для расширения рынков сбыта, а также получила грант Фонда поддержки инноваций (Фонд Бортника) в 30 млн руб. на закупку нового оборудования и планирует воспользоваться «промышленной ипотекой» для строительства нового производства. «Будем увеличивать номенклатуру изделий, которые ранее только импортировались. Будем занимать ниши по производству общелабораторного оборудования (центрифуги, дистилляторы, различные типы термостатов) там, где возникли проблемы с импортными поставками»,— рассказывает предприниматель.
Важным направлением импортозамещения является производство бумажной продукции. Боровичская картонно-бумажная фабрика из Новгородской области полученный кредит в 120 млн руб. направила на строительство производства нового вида продукции. «Планируется производство бумаги для гофрирования, картона для плоских слоев, в том числе с белым слоем для широкого применения, а также другой различной упаковки самого высокого качества, отвечающей стандартам мирового уровня или изделия класса "крафт-лайнер"»,— пояснил замдиректора предприятия Геворг Сафарян.