Эффект акциза

К каким последствиям для отрасли может привести введение налога на сладкие напитки

«Очаково» вслед за «Черноголовкой» заморозил запланированные инвестиции из-за акциза на газировку. Производитель напитков сократит вложения на 2023 и 2024 годы. Дело в том, что в конце сентября власти в срочном порядке решили ввести акциз на лимонады в размере 7 руб. за литр. Минфин уже заложил в бюджет поступления от этого сбора — примерно 35 млрд руб. в год. Средства планируют направить на борьбу с сахарным диабетом.

Фото: Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

В «Очаково» и «Черноголовке» ожидают, что новая фискальная мера поднимет цены на газировку на 20%, из-за чего пропорционально сократятся объемы производства. По мнению генерального директора «Очаково» Юрия Антонова, это может привести к критическим последствиям для отрасли:

«Западные компании, такие как Coca-Cola и PepsiCo, развивали свои предприятия 25 лет точно. И в связи с уходом транснациональных предприятий из РФ получается, что российские игроки получают мощный импульс к развитию. Но то же самое им необходимо сделать не за 25 лет, а за год-полтора. В итоге с введением акциза многие компании задаются вопросом: а нужно ли нам заниматься развитием производства, его увеличением, модернизацией, повышением эффективности?

Альтернативой введения акциза на сахар в газированных напитках может быть просто акциза на сахар. В структуре потребления в напитке используется всего 1,5%, в то время как 98,5% всего сахара расходуется на леденцы, конфеты и выпечку.

Декларируемая цель введения акциза — минимизировать возможный потенциальный вред здоровью потребителя. Мы считаем, что такие заявления некорректны. Вопросом надо заниматься иначе и в целом ограничивать потребление сахара».

Сбор со сладких напитков власти обсуждают с 2016 года — тогда Минфин оценивал дополнительный доход бюджета в 80 млрд руб. за три года. В нынешнем варианте законопроект об акцизе на газировку уже приняли в первом чтении Госдумы. Предполагается, что под налог не подпадут квасы, соки, нектары, сокосодержащие напитки и морсы. В нынешних кризисных условиях производители газировки действительно имеют все основания опасаться серьезных последствий введения новых сборов, рассуждает партнер консалтинговой группы GRM Сергей Новиков:

«По нашим подсчетам, прирост объемов рынка безалкогольных напитков в натуральном выражении в этом году составит около 3%, в то время как в прошлом году было 24%. То есть сам рынок постепенно замедляется. Соответственно, опасения производителя вполне понятны. Мы видим, что рост рынка находится практически на нуле, и основными потребителями сладких газированных напитков не являются люди с большим достатком.

В текущих условиях, скорее всего, средства, выделяемые на питание, на приобретение газировки будет снижаться. Очень интересный момент заключается в том, что в апреле этого года, когда тема с акцизами выдвигалась на обсуждение, сами производители оценивали снижение производства в 8-9%, сейчас же — уже в 20%. В принципе динамика потребления и доходов населения действительно несколько изменилась, и производители закладывают это в свои прогнозы».

Против принятия акциза на сладкие напитки выступают не только представители индустрии, но и Минсельхоз. По данным “Ъ”, ведомство ожидает, что мера приведет к формированию нелегального рынка. К тому же новый закон поставит российских производителей в уязвимое положение перед импортерами из ЕАЭС, отмечает президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков:

«Армяне и казахи с удовольствием зайдут на наш российский рынок, потому что у нас нет реальных таможенных границ. Внутри Евразийского экономического союза на этих территориях нет акцизного обложения.

Поставки в близлежащие регионы страны, если это будет реализовано, начнутся 1 января. Речь идет об опыте других стран. Например, рынок Великобритании полностью перешел на сахарозаменители. И если мы говорим о компаниях, которые имеют большой опыт, штат технологов и так далее, они знают очень хорошо, какие подсластители, сахарозаменители являются безопасными.

Малые предприятия могут по незнанию или по ошибке руководствоваться ценой и брать самое дешевое. Не имея в России четкого перечня безопасных подсластителей и сахарозаменителей, не учитывая их количество во всех потребляемых продуктах, могут возникнуть определенные риски. В Великобритании, например, эта история закончилась тем, что до нового года этот акциз будет отменен».

По данным аналитиков Nielsen IQ, уход зарубежных брендов с российского рынка стимулировал рост доли отечественных напитков. В июле объем продаж локальных марок составил 25%, в прошлом году этот показатель не превышал 16%.


Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".

Ульяна Миненкова

Вся лента