Родина щедро поила
В Черноземье выросли продажи недорогой водки
В прошедшие месяцы 2022 года в Черноземье выросло потребление крепкого алкоголя, сильнее всего в Белгородской (+20%) и Курской (+16%) областях. Анализировавшие продажи финансисты считают, что основная часть розницы приходится на отечественные напитки ценой немногим более 200 руб. за бутылку, в первую очередь на водку. Они также указывают на резкий рост продаж недорогих брендов пива, но отраслевые эксперты объясняют это лишь «сезонными факторами».
О динамике продаж крепкого спиртного в регионах Черноземья «Ъ-Черноземье» сообщили в Центре исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). Оценка основана на данных из системы ЕГАИС, которая фиксирует продажу каждой бутылки крепостью свыше 9% при условии продаж в легальной точке.
По оценке ЦИФРРА, сильнее всего в Черноземье с начала этого года выросли розничные продажи крепких напитков (к ним относят водку, коньяк, ликеры, бренди, виски, ром, джин, текилу, абсент, бальзамы, кальвадосы, ряд тихих вин) увеличились в Белгородской области — на 20,1% в январе-августе 2022-го в сравнении с восемью месяцами 2021-го. Было реализовано 526,2 тыс. декалитров в сравнении с 438,1 тыс. дал годом ранее.
Следом по динамике продаж крепкого идет соседний регион — Курская область. Там с января по август было реализовано 431,3 тыс. дал алкоголя, что на 16,4% больше, чем аналогичный показатель прошлого года в 370,6 тыс. дал.
В Тамбовской области продажи крепкого увеличились за прошедшую часть года на 11,9% (с 308,2 до 344,8 тыс. дал). Динамику в 11,8% фиксируют аналитики в Воронежской области (с 826,2 до 890,4 тыс. дал). Этот регион является лидером по потреблению алкоголя в Черноземье в количественном выражении.
В Орловской области продажи крепкого выросли на 10,7% (с 271,8 до 300,8 тыс. дал). Наименьшую динамику продаж показала Липецкая область — 9%, с 432,8 до 472,1 тыс. дал. В целом в России, по оценке ЦИФРРА, продажи крепкого за январь-август 2022 года выросли на 8,4%, в ЦФО — на 7,8%.
Основную долю продаж алкоголя (с долей спирта более 9%) во всех регионах Черноземья занимают отечественные бренды, чаще всего — недорогие марки водки.
К примеру, в Воронежской области за последние полгода средняя цена проданной бутылки крепкого снизилась на 14%, с 248 до 212 руб. На напитки российского производства приходится 88% розницы. Об этом „Ъ“ сообщили в компании «Контур.Маркет», которая исследовала обезличенные чеки из магазинов, торгующих спиртным. Сопоставлялись продажи в марте в сравнении с периодом с 15 августа по 15 сентября. Исследовалась статистика только из магазинов, использующих оборудование и программное обеспечение компании.
«Контур.Маркет» проанализировал по чекам продажи бутылочного пива, которые не проходят через ЕГАИС. По данным компании, продажи этого напитка в Черноземье в августе-сентябре 2022-го показали резкий рост по сравнению с мартом.
При этом предпочтение покупатели отдавали дешевым маркам. Так, в Тамбовской области 44,4% проданных банок и бутылок приходятся на «Балтику». Согласно оценке «Контур.Маркета», в этом регионе в целом продажи пива в штуках бутылок выросли в 2,7 раза, сильнее всего в Черноземье. Следом по динамике идет Орловская область, где продажи пива в бутылках выросли в 1,8 раза. Воронежская область продемонстрировала рост продаж пива на 191%, Курская — на 123%, Липецкая — на 31%.
Из тенденции, по оценке компании, выбивается лишь Белгородская область, где продажи пива в штуках могли сократиться на 33%.
Описанная динамика продаж пива недостаточно репрезентативна, она объясняется лишь «сезонными факторами», полагает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. «Сравнение марта с августом-сентябрем не говорит о том, что Россия стала пить в три раза больше пива. Это лишь показывает сезонность потребления, поскольку пива в теплое время года покупают больше, чем зимой или весной. В холодное время его продажи могут быть на 30-40% ниже летних. А в самые жаркие дни июля они могут быть и в четыре раза выше, чем в сопоставимый день марта. Это цикличный процесс, который повторяется десятилетиями и никуда не денется и в ближайшие годы»,— говорит эксперт.
Динамика продаж крепкого алкоголя в Черноземье, по его оценке, «укладывается в общероссийскую тенденцию» роста примерно на 10% в 2022 году.