Выходные данные
Как живет модный ритейл Москвы
Западные компании ушли или уходят с российского рынка, распродавая уже завезенные коллекции (H&M Group), или отдав их крупнейшему маркетплейсу (Inditex Group), или подыскивая способы вернуться через посредников (та же Inditex Group и Uniqlo), а в свободных нишах появляются новые игроки. На смену популярному массмаркету и среднему сегменту стремятся прийти российские бренды — от Lime и Love Republic до Akhmadullina, расширяющие присутствие в первую очередь в регионах. А в Москве опустевшие еще весной Столешников переулок и соседние с ним улицы наблюдают за появлением новых модных точек.
Освоение пространства
С середины июля в здании, где раньше был бутик Brunello Cucinelli, заработал двухэтажный магазин 12Storeez. Открытие нового флагмана в столице ознаменовало и репозиционирование бренда: из средней ценовой категории марка, прежде выпускавшая более дорогую линейку отдельной коллекцией, решительно шагнула в премиум. Изменения в маркетинге связаны и с желанием не потерять в качестве при усложнившейся логистике (марка по-прежнему закупает ткани в Италии, Франции и Португалии), и с уверенностью основателей в том, что их продукт и сервис соответствуют заявленной цене.
Новые русские премиум и люкс, которые и прежде были ограничены узким кругом имен, остались, но проблемы и с сырьем, и с логистикой, и с производством сохраняются. «Мы используем только итальянские натуральные ткани фабрик Piacenza, Antico Setificio, Loro Piana, которые работают с крупными модными домами,— говорит Даниил Берг, дизайнер и основатель одноименного бренда.— Главные трудности — это сроки поставки и тяжелая логистическая цепочка, удорожание сырья в закупке и другие условия работы. Также остро стоит вопрос с фурнитурой — маленькие мануфактуры Италии и Франции вообще отказываются работать с Россией». Среди других проблем Берг отмечает низкий уровень развития российской легкой промышленности, отсутствие качественного сырья (шелк, кашемир) и производств, способных отшивать не массовый, а люксовый продукт: существующим фабрикам невыгодно и трудно соблюдать регламенты и техзадания люксового бренда. Для марки Daniil Berg проблему удалось решить созданием своего ателье. «Мы маленький русский бренд, и мы делаем люкс. Качество пошива, крой, ткани, проработка всех деталей — мы не упрощаем процессы, чтобы снизить затраты, а стараемся держать марку, чтобы наши клиенты чувствовали: это настоящий люкс!» — продолжает дизайнер, добавляя, что не стремится увеличивать количество изделий. В середине сентября у проекта Daniil Berg открылся свой Showroom 18/21 в Старопименовском переулке, где кроме собственных коллекций представлены еще несколько брендов, например Gooroo. Команда также планирует наращивать присутствие в мультибрендовых проектах и ведет переговоры с несколькими магазинами: российские дизайнеры востребованы как никогда.
На волне интереса к отечественному продукту громче звучат имена производств с историей, например фабрики «Крестецкая строчка» под Новгородом, которую выкупили и возродили Антон и Александра Георгиевы. Сегодня проект включает в себя не только создание текстиля с ручной вышивкой и музей при фабрике, но и креативную команду под руководством Александры, которая выпускает коллекции одежды Alexandra Georgieva с использованием крестецкой строчки, доступные в шоуруме бренда на Патриарших.
Ребрендингом и развитием еще одной мануфактуры, бережно хранящей традиции — императорского ювелирного дома «Русские самоцветы» в Санкт-Петербурге,— занимается Даниил Берг: весной 2021 года компания назначила его креативным директором. За год у проекта появились еще один бренд — RS Imperial Jewelry House с линейкой высокого ювелирного искусства — и планы по открытию бутиков в Москве и других городах.
Русский дизайнер Юлия Янина, в январе впервые попавшая в официальное расписание Парижской недели высокой моды, с лета представляет коллекции второй линии своего бренда — Yanina Demi Couture — в ЦУМе, а в ближайшее время там же появятся и вещи Akhmadullina, первой линии бренда Алены Ахмадуллиной.
В ГУМе после финальной распродажи в pop-up-корнере русских дизайнеров—участников показа Московской недели моды, прошедшего здесь в конце июня, о новых партнерствах с отечественными марками пока не заявляют. Закрытые «по техническим причинам» бутики не меняют вывесок, а представители марок, как и арендодатели, отвечают на вопросы уклончиво или молчат. И только появление Luisa Spagnoli — итальянского бренда женской одежды — на 3-й линии ГУМа яркими баннерами напоминает о временах, когда здесь открывались бутики и устраивались клиентские вечеринки.
«Наши итальянские партнеры пребывают в шоке и удивлении, что в России еще что-то продается, несмотря на политическую ситуацию и санкции, которые введены и продолжают вводиться. Ассортимент — все то, что разрешено, до €300 за вещь в закупочной стоимости. Конечно, он изменился. Но маленькие частные компании и бренды рады и такой возможности продавать свой товар на территории России. Онлайн они могут расшириться в основном за счет местных игроков — Wildberries, Ozon, Aliexpress, Lamoda»,— говорит Оксана Бондаренко, основатель шоурума и креативного агентства «Ли-лу». Большинство европейских марок в ее портфеле продолжают быть представленными в России, и за последние месяцы в пуле шоурума выросло число российских брендов: Subterranei, Chaud Studio, Sergey Soroka, Flashin’ и ALine, чей первый офлайн-магазин только что открылся на Петровке. Все марки, рассказывает госпожа Бондаренко, неплохо продаются, демонстрируя хороший спрос на отечественный продукт. Она также планирует переговоры с турецкими и корейскими брендами.
Шоурумы и бутики российских марок — 31 Gate, Le Journal Intime, Sorelle и других — открываются один за другим в удачных местах на бульварах и основных торговых улицах ЦАО. В здании «Известий» в течение месяца появится флагманский магазин Post Post Scriptum.
Лавки редкостей
Еще один тренд, наметившийся до пандемии, ресейл, на фоне недоступности товаров западных люксовых брендов ускорил развитие. Летом портал The Blueprint анонсировал выход офлайн своего магазина The Blue Store в формате поп-ап-корнера в «Авиапарке», а затем и партнерство с ресейл-платформой LOTS, обладающей своим офлайн-пространством в Столешниковом переулке. Такое слияние независимого медиа, давно и активно поддерживающего русских дизайнеров как через статьи, так и силами собственного онлайн-магазина, с крупным IT- и ритейл-проектом позволит партнерам выстроить экосистему: в обновленном объединенном The Blue Store как онлайн, так и офлайн будут собраны вещи отечественных и западных марок: первые новые, вторые — бывшие в носке.
Буквально в шаге от штаб-квартиры LOTS, в Столешниковом переулке, 14, на днях открылся еще один ресейл-проект — двухэтажный магазин платформы Oskelly, которая предыдущие пять лет развивала сайт и приложение по продаже премиальной одежды, аксессуаров и техники. Кроме сумок Hermes и Gucci, техники Apple и кроссовок из редких коллабораций (им отведено отдельное пространство) здесь можно выпить кофе, сдать свою вещь для проверки аутентификаторами и последующей продажи или воспользоваться услугами консьерж-сервиса — по словам создателей проекта, они помогут найти особенно редкие лоты, которых нет на платформе. Тот же сервис — поиск нужного изделия и размера, правда, только в категории абсолютно новых, не ношеных коллекционных кроссовок и одежды Yeezy, Nike, Jordan и других брендов — предлагают и в бутике Nikita Efremov на Петровке, открытом в мае. Предприниматель Никита Ефремов, полный тезка известного актера, занялся ресейлом еще в 2016 году и считается одним из лидеров рынка перепродажи модных кроссовок в России.
Всего за несколько недель до открытия Oskelly о запуске ресейл-проекта объявила и компания Lamoda: на сайте ритейлера появился соответствующий раздел, за наполнение которого отвечают партнеры из Second Friend Store, одного из старейших московских секонд-хендов премиального сегмента. В карточке товара указывается информация о наличии или отсутствии дефекта, а оплата изделий из этого раздела происходит только после получения — хранение, доставка и возврат осуществляется силами Second Friend Store. О числе пользователей и первых итогах запуска команда проекта пока молчит.
Презентации новых коллекций, открытия новых точек и запуски новых направлений идут одно за другим, но говорить об импортозамещении пока не приходится, соглашаются и покупатели, и ритейлеры, и бренды. «Ситуация в московском модном ритейле выправится нескоро,— считает Оксана Бондаренко.— Заполнить нишу luxury-брендов силами локальных дизайнеров не получится, это и невозможно. В премиальном сегменте что-то может появиться, но нужно еще время».