«Кризис изменит наши представления о потреблении»
Себастьян Херкнер о вызовах времени
Не так давно он был начинающим дизайнером, который экспериментировал с ручными техниками производства, а сегодня — уже мировая звезда, сотрудничающая с тремя десятками интерьерных брендов по всему миру. Себастьян Херкнер, без преувеличения, самый востребованный сейчас немецкий дизайнер. Каждому заказчику, будь то крупный бренд вроде ClassiСon или небольшая семейная компания, он выдает особенный и качественный продукт. Никогда не повторяется, постоянно говорит о роли устойчивого развития и преимуществах локальных производств. И подкрепляет слова делом: например, заказывает производство своей плетеной мебели для крупного итальянского бренда у мастеров из Санта-Марты в Колумбии. Мебельные компании любят сотрудничать с Херкнером, так как его дизайн хорошо продается. Мы поймали дизайнера между командировками в его студии в Оффенбахе, чтобы расспросить, в чем секрет его столь стремительного коммерческого успеха.
—Как вы считаете, о чем в первую очередь должен думать дизайнер в наши дни?
—Устойчивое развитие является для меня центральной темой, с тех пор как я открыл свой офис пятнадцать лет назад. Качественная вещь прослужит долго. Не придется ее выбрасывать, генерировать мусор, затем покупать что-то новое на сезон и снова выбрасывать. Нет лучшего способа позаботиться о планете, чем сразу производить и покупать качественные вещи. С другой стороны, я хочу знать все о том, как именно вещь произведена. В каком месте, кто работает на фабрике, каковы условия для рабочих, откуда берется материал и смогу ли я его безопасно переработать впоследствии. Все эти вопросы я задаю себе в процессе проектирования. Я думаю, что пандемия и мировой кризис, с которым мы столкнулись сейчас, еще больше изменят наши представления о потреблении.
—Какие новинки вы представили в этом году?
—У нас много новостей: диваны для Linteloo, стеллаж для Ligne Roset, вазы для Ames и Rosenthal, керамические перегородки для Kaufmann Keramik, столы и стулья для Man of Parts, коллекция outdoor для Emu, кресла для Freifrau, светильники для Vibia…
—Найти подход к такому количеству брендов с абсолютно разной философией — это трудно?
—Самое главное — понять клиента. Скажем, работа для Cappellini отличается от работы для Thonet. Обе компании имеют огромное влияние в мире дизайна, но у них абсолютно разный подход. И чтобы создать что-то в духе бренда, перед самым началом работы я всегда предпочитаю посетить производство, познакомиться с историей фабрики, пощупать все, что уже было придумано и произведено. Некоторые компании тебе доверяют и дают полную свободу — это, конечно, подкупает. Так произошло с брендом Pulpo, с которым я с удовольствием работаю уже больше 12 лет. Важный момент: ты создаешь вещь не для того, чтобы произвести впечатление, а чтобы действительно сделать что-то полезное. Нужно быть честным прежде всего перед самим собой.
—С чего вы обычно начинаете, с формы или с материала?
—И то и другое имеет значение. Еще важен цвет, который всегда тесно связан с материалом. Он определяет характер будущего предмета. Например, мое кресло Moro для La Manufacture в обивке из ткани воспринимается совершенно иначе, чем в шкуре,— будто совсем другая модель.
—Вы все еще делаете эскизы вручную или на компьютере?
—Я всегда рисую от руки. Это лучший способ спонтанно и интуитивно проиллюстрировать идею. Позже моя команда переводит эскизы в 3D, и мы углубляемся в детали и технические решения. У нас также есть мастерская, где производятся прототипы из дерева, картона. Использование 3D-принтера позволяет сделать их более сложными. Думаю, секрет — на стыке традиционного производства, ремесел и технологий.
—Вы получили несколько важных наград в области дизайна, были признаны дизайнером года по версии экспертных жюри интерьерной прессы, а также международных выставок. Каковы цели на будущее?
—Любая награда — оценка моей работы и стимул к развитию. Я вижу, что люди понимают мой художественный язык, это радует. В будущем хотелось бы больше заниматься оформлением интерьеров, а не только промышленным дизайном. Также я мечтаю разработать сценографию для оперы. Было бы замечательно получить новый опыт.
—Какой стиль вы выбираете для своего дома?
—Это смесь объектов собственного авторства, которые я параллельно тестирую, винтажных вещей и предметов от дизайнеров, которых я люблю. Есть также много сувениров, которые привозятся из отпуска, например традиционный свадебный стул из Индии или деревянная скамейка в форме крокодила с Бали. Я люблю экзотику и все аутентичное. Свою первую коллекцию уличной мебели для Moroso я спроектировал под впечатлением от брачного танца африканских страусов.
—Работа дизайнера — это командная работа?
—Я часто работаю по выходным, потому что сначала мне нужно самому довести идею до ума. Когда уже есть сильная концепция, я готов ею делиться. Творчество — очень эмоциональный и интимный процесс. Нужно заглянуть в себя и честно ответить себе на вопрос, так ли твоя идея нужна миру. Если ты не ошибся, мир ответит тебе благодарностью, воспримет ее на ура — проверено.