Контрабандное влияние
Дмитрий Буткевич — о деле Субхаша Капура
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает, как индийский арт-дилер незаконно торговал произведениями искусств в Нью-Йорке.
В Индию было возвращено более 300 награбленных артефактов, большинство из которых изъяли в рамках расследования дела Субхаша Капура. Власти США обвиняют его в том, что он является «одним из самых плодовитых контрабандистов товаров в мире». Окружной прокурор Манхэттена объявил, что 307 предметов старины на сумму почти $4 млн были переданы представителю индийского правительства. Из них 235 древностей напрямую связаны с Капуром, чье контрабандное влияние распространялось на Ближний Восток и Юго-Восточную Азию.
72-летний Капур был известен среди нью-йоркских дилеров своим редкостным умением находить предметы музейного уровня, вплоть до первого ареста по обвинению в торговле людьми в Германии в 2011 году. Позже выявился масштаб его преступных действий. В период с 2011-го по 2022-й около 2,6 тыс. предметов, ввезенных контрабандой из Афганистана, Камбоджи, Индии, Пакистана, Непала и Таиланда с использованием ложных документов о происхождении, были конфискованы на нескольких складах, принадлежащих Капуру в Нью-Йорке. Общая стоимость предметов, изъятых следователями, превышает $143 млн. Еще тысячи произведений искусства числятся пропавшими без вести.
Большинство предметов старины, ставших целью его операции, были ввезены контрабандой на Манхэттен и проданы через галерею Капура на Мэдисон-авеню с названием «Искусство прошлого». Среди его покупателей была глобальная сеть частных коллекционеров, галерей и музеев, в том числе музей Метрополитен в Нью-Йорке и Художественный музей Толедо в Огайо. Сейчас джентльмен с обычной индийской фамилией Капур ждет экстрадиции в США, находясь в индийской тюрьме с 2012 года.
Одним из экспонатов, только что возвращенных в Индию, является арка Parikara — мраморная скульптура XII или XIII веков, стоимость которой составляет около $85 тыс. Произведение было ввезено контрабандой в Нью-Йорк в мае 2002 года и отмыто через фонд семьи Натана Рубина и Иды Лэдд, который в 2007 году передал произведение в дар Художественной галерее Йельского университета.