Ремонт по предписанию
Мэрию Уфы признали нарушившей ФЗ «О защите конкуренции»
УФАС по Башкирии обнаружило в действиях мэрии Уфы, администраций районов города и муниципального управления коммунального хозяйства нарушения антимонопольного законодательства. По мнению ведомства, администрация города в 2019 году незаконно возложила на районные МБУ, отвечающие за благоустройство, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог, чем ограничила конкуренцию. В УФАС убеждены, что муниципальные власти должны были определять подрядчика по результатам торгов. Всем ответчикам выданы предписания об устранении нарушений. В мэрии Уфы заявили, что с претензиями не согласны и будут обжаловать решение и предписания УФАС в суде. Юристы полагают, что решение ведомства основано на сложившейся судебной практике, поэтому отменить его маловероятно.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Башкирии признало администрацию Уфы, семь администраций районов города и управление коммунального хозяйства мэрии нарушившими ФЗ «О защите конкуренции». По мнению ведомства, в 2019 году ответчики незаконно включили в уставы муниципальных предприятий по благоустройству районов города пункты, по которым те могли выполнять работы по содержанию и ремонту местных дорог. На этом основании в 2020–2022 годах мэрия выдала районным МБУ по благоустройству и МБУ «Специализированное управление по ремонту и содержанию искусственных сооружений» (СУРСИС) муниципальные задания на выполнение ямочного ремонта и капитальный ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений. По мнению УФАС, власти Уфы и районов города ограничили круг потенциальных участников товарного рынка.
В 2020 году ответчикам было выдано предупреждение, в котором УФАС потребовало исключить из уставов предприятий спорные пункты, а также отменить муниципальные задания на 2020–2022 годы на ремонт дорог и провести торги по отбору подрядчиков на дорожные работы. Ни мэрия Уфы, ни районные администрации требования УФАС не исполнили, поэтому ведомство возбудило антимонопольное дело.
Как следует из решения ведомства, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что «дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения… относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа». При этом, подчеркивают в УФАС, данный закон не предусматривает создание муниципальных учреждений с наделением «соответствующими властными полномочиями, а действующее законодательство каких-либо специальных требований к осуществлению деятельности в отношении автомобильных дорог не устанавливает, равно как и требований к субъектам, которые должны их осуществлять, что предполагает проведение конкурентных процедур».
Всего в Башкирии, по данным Башстата, на ремонте и содержании автомобильных дорог специализируются 250 компаний. «Таким образом, работы, установленные муниципальными заданиями, могут выполняться любым хозяйствующим субъектом независимо от форм собственности. Действующее законодательство каких-либо специальных требований к указанным работам не содержит, равно как и требований к субъектам, которые должны их осуществлять», — полагают в УФАС.
Ответчикам выданы предписания об устранении нарушений, а должностному лицу УФАС переданы материалы дела «для принятия мер административного реагирования». За нарушения антимонопольного законодательства КоАП РФ предусматривает административный штраф на должностных лиц в размере 20-50 тыс. руб.
«Мэрия Уфы не согласна с решением УФАС по РБ и будет обжаловать его в рамках действующего законодательства. В наших действиях отсутствует состав правонарушения», — сообщили вчера «Ъ-Уфа» в пресс-службе администрации Уфы. На какую сумму были заключены контракты на ремонт и содержание дорог с муниципальными предприятиями в 2020-2022 годах, в мэрии вчера не пояснили.
Ранее в мэрии отмечали, что муниципальные учреждения по благоустройству выполняют дорожные работы «в интересах пользователей автомобильных дорог», а внесение изменений в действующие уставы «нецелесообразно».
«Башкортостанским управлением ФАС России вынесено решение в русле уже в целом сложившейся антимонопольной и судебной практики по аналогичным делам, в которых при схожих обстоятельствах устанавливалась неправомерность действий местных органов при выдаче муниципальных заданий, связанных с благоустройством городской среды на внеконкурсной основе, — отметил ведущий юрист юридической фирмы Intellect Евгений Комолов.— Поэтому шансы на судебную отмену данного решения невысоки».