«Выходит зачастую наивно, но очень мило»
Дмитрий Буткевич — о проекте «Зерцало» в «Манеже»
Обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич рассказывает об истории провинциального портрета.
Центральный выставочный зал «Манеж», который в Санкт-Петербурге, показывает очередной блокбастер из истории русского искусства. Помните, здесь побывали историческая живопись, русская скульптура, а теперь жанровую линию отечественного искусства продолжает столь оригинальное явление в истории искусства, как так называемый провинциальный портрет.
Нынешний проект получил название «Зерцало» от старославянского слова. Естественно, первое, что видит зритель в аванзале — это собственное отражение в зеркалах. Как утверждают организаторы, «это взгляд на себя без прикрас и условностей, задающий направление для восприятия дальнейшей экспозиции».
Помимо исследования этого яркого явления в отечественном изобразительном искусстве, выставка также предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре в XVIII-XIX веках.
Истоки провинциального портрета лежат в жанре середины XVII века, когда в отечественной культуре появилась так называемая парсуна, искаженная «персона» — изображение человека. До этого, по сути, у нас была исключительно иконопись. Просуществовала «парсуна» недолго. Потом появился Петр I и изменил все в России, в том числе художественные идеалы. Хотя главная роль в искусстве, несомненно, была отведена «большим жанрам», аллегориям и панорамам городов, изображению человека также уделялось значительное внимание. Но это в столицах.
А уже в начале XIX века едва ли не в каждом русском городе появляется свой художник, в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе. Выходит зачастую наивно, но очень мило.
Необходимо также упомянуть, что этот проект практически завершил пребывание на посту директора питерского «Манежа» Павла Пригара. Как сказал мне Павел, еще буквально пара проектов из русской истории будет его концептуальным детищем, а что потом — пока не ясно. Но при нем «Манеж» был заметной точкой на карте отечественного выставочного пространства.