Mercedes-Benz уходит из России
Концерн продал завод и имущество дилеру
Mercedes стал третьим крупным производителем легковых автомобилей, уходящим из России. Концерн продал свой завод в Подмосковье и имущество дилеру марки ГК «Автодом». Концерн оценивал свои активы в РФ в €2 млрд, однако аналитики ссылаются на практику продажи заводов за рубль в нынешних условиях. На площадке, вероятно, начнется выпуск китайских автомобилей.
Mercedes-Benz закрыл сделку по продаже завода, принадлежащего «Мерседес-Бенц Мануфэкчуринг Рус», зданий с сервисными площадями и офисом и прав дистрибутора дилеру «Автодом», сообщили собеседники “Ъ” на авторынке. “Ъ” писал о планируемой сделке 26 августа — тогда она находилась на заключительной стадии, но были некоторые «проблемы с документами» у Mercedes.
Концерн сделает заявление 26 октября утром, говорят три собеседника “Ъ”.
В итоге немецкий премиальный концерн покинет российский рынок.
Напомним, что поставки автомобилей дороже €50 тыс. из ЕС и всех машин из США в РФ запрещены санкциями. Также другие ограничения фактически делают невозможными стабильные поставки комплектующих в РФ. “Ъ” направил запрос в компанию.
Активы в РФ на конец 2021 года Mercedes оценивал в €2 млрд. Автомобильный эксперт Владимир Беспалов затрудняется оценить сделку с учетом нынешней ситуации на авторынке, когда активы продаются за 1 руб. Источник “Ъ” отмечает, что даже если сделка денежная, у компании возникнут проблемы с выводом средств из РФ.
Mercedes — третий производитель в легковом автопроме, покидающий российский рынок. До этого реализовали свои активы и покинули его Renault и Nissan. Также в стране закрылся завод Toyota. В отчетности за первое полугодие Mercedes сообщал о рисках экспроприации российских активов. Там говорилась, что деятельность в РФ была пересмотрена в соответствии с санкционными ограничениями. Расходы на это оценивались в €709 млн, из которых €658 млн приходилось на сегмент легковых автомобилей.
Завод Mercedes-Benz мощностью 25 тыс. машин в год запустился в подмосковном Есипово совсем недавно — в 2019 году. Инвестиции в проект составили 19 млрд руб., выполнялись сварка и окраска. «Компания Mercedes не будет разочарована в том, как строится и идет работа и бизнес в России»,— заверял президент РФ Владимир Путин во время открытия площадки. Он при этом указывал, что знает, как долго шел диалог с компанией. Источники “Ъ” отмечают, что Mercedes-Benz действительно годами обсуждала локализацию. При этом компания одной из первых подписала специнвестконтракт (дает льготы в обмен на инвестиции), и проект фактически стал одним из козырей для обоснования необходимости локализации на уровне сварки и окраски премиальных автомобилей в РФ, отмечает один из собеседников “Ъ”.
В прошлом году концерн Mercedes-Benz нарастил продажи в РФ на 11%, до 43 тыс. машин. По итогам девяти месяцев текущего года они сократились на 73%, до 9,1 тыс. штук.
Это чуть больше, чем в кризисном 2009 году, когда Mercedes за три квартала реализовал 8,4 тыс. машин. Как писал “Ъ” 8 июня, Mercedes из-за опасений на фоне санкций не распродавал имеющиеся склады. Автомобили бренда в заводских чехлах на парковке в Подмосковье в течение лета несколько раз снимало издание Autonews.
ГК «Автодом» специализируется на продаже и обслуживании премиальных и люксовых автомобилей. Холдинг принадлежит Андрею Ольховскому, он также занимает пост гендиректора. В «Автодоме» еще до нынешнего кризиса говорили о планах по выпуску автомобилей. «Организация собственной промсборки — один из наших ближайших проектов. Мы пока не готовы анонсировать бренд и даже сегмент автомобилей, в котором будем пробовать реализовать себя в рамках промышленной сборки, но, я думаю, в ближайшие несколько месяцев расскажем об этом более подробно. Если бы не ограничения, связанные с коронавирусом и наложившие свои сложности в коммуникациях и подписании документов с нашими зарубежными партнерами, возможно, это случилось бы уже в 2021 году»,— говорил господин Ольховский в интервью «Автостату» в декабре прошлого года. В августе в «Автодоме» заявляли об активных переговорах с рядом китайских автопроизводителей на предмет эксклюзивного дистрибуторства новых марок в России.