Лечебное питание ждет перемен
Государство призывают заняться его импортозамещением
По мере инвалидизации населения, а также роста объемов диагностики заболеваний в РФ может вырасти спрос на лечебное питание. Однако отрасль зависит от импорта и, чтобы чувствовать себя уверенно, нуждается в государственной поддержке.
«С каждым годом количество пациентов, нуждающихся в лечебном питании, растет»,— говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Ян Власов. Согласно данным ВСП, уже сейчас в России число таких пациентов превышает 1,5 млн человек. В Ассоциации Евразийского совета индустрии специализированных пищевых продуктов оценивают их количество более чем в 1 млн человек, половина из которых, по словам его главы Юрия Зубарева, находятся на амбулаторном лечении. «Добавьте к ним около 300 тыс. человек, которые находятся в ведении социальных учреждений Минсоцразвития, а это 584 дома-интерната, 528 психоневрологических интернатов, 50 гериатрических центров, где каждый третий нуждается в лечебном питании»,— добавляет генеральный директор компании «Промикс» Ольга Степанова.
В отличие от особого питания как дополнения к рациону пациентов, лечебное питание предназначено для тех пациентов, рацион которых невозможно составить из обычных продуктов, включив в него витаминно-минеральные добавки, белковые и другие добавки. «В ряде случаев специализированное лечебное питание является единственными источником пищи для взрослых пациентов или оказывает решающее влияние на нормальное развитие детей с определенными заболеваниями и состояниями»,— поясняет Александра Суржик, эксперт в области функционального питания Федерального научного центра пищевых систем им. В. М. Горбатова. «Для подобных пациентов это вопрос жизни и смерти, когда в силу тех или иных врожденных заболеваний нарушены звенья передачи питательных веществ и энергии в организм. Тогда мы должны придумать способ обойти эти нарушения — я называю это "алиментарным шунтированием"»,— говорит научный руководитель ФГБУ «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» (ФИЦ питания и биотехнологии), главный внештатный диетолог Минздрава Виктор Тутельян. Лечебное питание подразделяется на несколько видов. «Пероральное питание применяется преимущественно в отделениях реанимации, энтеральное питание может назначаться достаточно широко: от отделений реанимации до домашних условий, пациентам от детского до старческого возраста»,— поясняет заведующая отделением сердечно-сосудистой патологии ФИЦ питания и биотехнологии Антонина Стародубова.
О критической важности лечебного питания говорит статистика заболеваний. В Федеральном научно-практическом центре паллиативной медицинской помощи Сеченовского университета (ФНПЦ ПМП) признают, что 60% пациентов онкологического и 80% пациентов неврологического профилей имеют нутритивную недостаточность. От 20% до 40% из них погибают из-за неправильно подобранного питания. Детское питание представляет собой отдельную проблему, где в категорию лечебного питания попадают заменители грудного молока и продукты для лечения врожденных заболеваний.
В ближайшие годы российский рынок лечебного питания (ЛП) может серьезно подрасти в результате углубления неонатального скрининга. Приказом Минздрава России №274н с 2023 года существенно расширяется перечень заболеваний, попадающих под скрининг. «Если раньше неонатальный скрининг проводился всего на 5 наследственных заболеваний, то сейчас младенцев будут проверять уже на 36 наследственных заболеваний, что обеспечит большой прорыв в выявлении наследственных заболеваний»,— признает сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. Рынок растет и по причине развития медицинской помощи для паллиативных больных, более половины из которых, по данным Минздрава, нуждаются в нутритивной поддержке.
В условиях стационара все пациенты обеспечиваются специализированным ЛП. В амбулаторных же условиях пациенты вынуждены покупать его за свой счет. «Ключевая задача — разрешить обеспечение лечебным питанием больных, находящихся на амбулаторном лечении, чтобы предотвратить реадмиссию и ухудшение их состояния»,— указывает руководитель Национального центра развития технологий социальной поддержки и реабилитации «Доверие» Александр Комаров. С ним согласны и в ВСП, где считают возможным включить в тарифы ОМС обеспечение пациентов ЛП не только в стационаре, но и в амбулаторных условиях. «Пациенты должны обеспечиваться лечебным питанием и в стационаре, и в амбулаторных условиях вне привязки к инвалидности, так как это является важной частью лечебного процесса и влияет на жизнедеятельность целых групп пациентов»,— говорит Ян Власов. Потребность в финансировании программ обеспечения ЛП, по разным расчетам ФНПЦ ПМП Минздрава, колеблется от 6 млрд до 11 млрд руб. в год. Согласно данным производителей, госзакупки находятся в пределах 2 млрд руб. Разрыв в финансировании ежегодно углубляется, так как количество больных увеличивается, а цены на продукцию растут.
Импорт продуктов лечебного питания не затронут санкциями напрямую, но проблема технологического суверенитета в области разработки ЛП и его сырьевой базы выходит на передний план. Отечественное производство, по мнению академика Тутельяна, было утеряно после развала СССР и только сейчас подает признаки восстановления. «Более 70% потребностей рынка лечебного питания обеспечивает импортная продукция»,— подтверждает Юрий Зубарев. По его словам, в текущем году российские производители показали уверенный рост, но «для полноценного импортозамещения не хватает целой отечественной отрасли по производству высококачественных сырьевых компонентов». «Одно из узких мест для производства ЛП, в том числе детского,— наличие высокоминерализованной сыворотки ДС-90. Плохо обстоит дело и с производством качественных гидролизатов сывороточного белка»,— акцентирует Александра Суржик. Но, со слов генерального директора ООО «Промикс» Ольги Степановой, в стране имеются разработки, позволяющие получать сырье необходимого уровня качества. Так, глава ГК «Победа-1» Сергей Майзель заявил в сентябре на Биотехмеде, что до конца следующего года запускает завод по производству белков высокой степени очистки на основе технологии мембранной фильтрации, мощности которого обеспечат 10% потребностей рынка. У экспертов остаются вопросы по рентабельности подобных проектов и уровню чистоты продукта. «Те мощности, которые у нас есть, остаются для пищевого производства опытными цехами. Мы можем организовать местное производство аминокислот, но будем находиться в субоптимальном экономическом эффекте»,— подчеркивает Петр Кругляков из компании «Глобокит».
Помимо производства есть и проблема осведомленности врачей о возможностях нутритивной поддержки, разработанной диетологами. «Сама профессия диетолога находится на задворках системы здравоохранения,— сетует Ян Власов.— В результате 18% детей в нашей стране в возрасте до 18 лет имеют ту или иную степень ожирения — у них просто не сформировано правильное пищевое поведение». По словам Александры Суржик, понимание важности ЛП должно быть не только у диетологов, но и у других специалистов узкого профиля: реаниматологов, хирургов, кардиологов, реабилитологов и др. «Ответственность за просвещение в этой сфере лежит не только на государстве, врачах, СМИ, но и на самих людях, которые должны обращать внимание на проблемы, связанные с питанием своих близких»,— добавляет академик Тутельян. Специалисты призывают скоординировать политику государства в области обеспечения целевых групп ЛП и отечественной базы для его производства. «Стране нужна концепция лечебного и диетического питания»,— подчеркивает Ян Власов, вспоминая, что в СССР была выстроена научно-производственная система, обеспечивавшая рынок ЛП продуктами тонкой переработки, аминокислотами и белками. По его словам, импорт является источником дополнительных издержек и угрозой безопасности страны. «Решающим фактором развития рынка является государственный заказ, когда производители будут выпускать не то, что могут, а то, что востребовано пациентами»,— добавляет господин Власов. Осведомленность о проблеме лечебного питания и экономически обоснованный подход к локализации производства позволят ускорить решение проблем нутритивной поддержки пациентов, а введение бюджетных субсидий на приобретение ЛП способно облегчить жизнь широкого круга пациентов, сопоставимых по объему с 1% населения страны.