Цифровые технологии на водоканале: планы и факты
Первые элементы цифровизации появились в сфере водоснабжения и водоотведения г. Перми в 2013 году, когда компания «НОВОГОР-Прикамье» приступила к разработке автоматизированной информационно-аналитической системы управления (АИАС). На ее базе в 2016–2018 годах был реализован проект «ПромАктив». Тогда многие внутренние процессы предприятия перевели в электронный вид – речь идет не просто о сканировании документов, а об электронном документообороте, о сборе структурированных данных, позволяющем в дальнейшем производить их систематизированный анализ. Как говорят технические специалисты, на первоначальном этапе автоматизированные системы не уменьшают объем трудозатрат на ведение текущей деятельности, так как определенное время тратится на внесение данных в систему. Но зато потом можно быстрее анализировать и принимать обоснованные решения, потому что процесс автоматизирован.
Программа делает прозрачной всю технологическую цепочку – от получения обращения в «НОВОГОР» до благоустройства, а также существенно сокращает сроки выполнения заявок, позволяет охватить всю производственную деятельность.
Например, когда АИАС получает сообщения с любого внешнего контура – по телефону, через сайт, они фиксируются в структурированном виде. После этого сообщение передается исполнителю на мобильное устройство. Для этого все бригады «НОВОГОРа» оснащены планшетами. Далее исполнитель выполняет работу в соответствии с технологической картой и отмечает свои действия в АИАС, прикладывая отчет с фотоматериалами и местоположением. Таким образом, можно отслеживать динамику производства работ, с учетом затраченных материалов, практически в режиме онлайн. В режиме реального времени ведется контроль местонахождения и действий всех бригад.
Специалисты получают статистику по аварийности в автоматизированном режиме на любой период. Это дает возможность более детально анализировать аварийные участки, в том числе понимая объемы трудозатрат и фактически понесенных расходов. Накопленная в системе информация дает возможность формировать подходы к анализу на основе фактического состояния, а не на основе регламентных ремонтных циклов. АИАС позволяет не только оперативно информировать специалистов, руководство о фактическом состоянии сооружений и сетей и контролировать выполнение аварийных работ, но и обосновывать плановые ремонты. Система ежегодно развивается и дополняется новым функционалом.
Первые этапы цифровизации в «НОВОГОРе» уже показали свои результаты: сроки ликвидации аварий сократились на 15%. На 5% уменьшилась доля аварийных ремонтов. Компания продолжает работу по внедрению цифровых технологий.
Речь об этом шла и на всероссийском форуме «Живая Кама», который 4 октября прошел в Перми по инициативе губернатора Пермского края Дмитрия Махонина. На форуме было подписано соглашение о сотрудничестве краевых властей и Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения в сфере цифрового развития отрасли. Документом предусматривается совместная реализация научно-исследовательских программ, разработка стандартов, проведение апробации, внедрение и распространение цифровых продуктов. Круглый стол «Цифровизация» в рамках форума собрал практиков, внедряющих информационные технологии в водной отрасли. Своими идеями и опытом делились представители и частных компаний, и профильных ведомств.
Александр Банкевич, директор по цифровой трансформации холдинга «Российские коммунальные системы», считает, что внедрение информационных технологий в бизнес-процессы – обязательное направление в работе предприятий. По его мнению, необходимо внедрять лучшие мировые практики и развивать компетенции персонала, так как взаимосвязанные цифровые системы внутри предприятия сокращают эксплуатационные и временные затраты, что приводит к повышению эффективности и прозрачности бизнеса. Кроме того, возможность получать точную информацию по начислениям, расчетам в любое время и удобным, современным способом повышает уровень клиентоориентированности, а значит, и лояльность потребителей к компании.
Иван Фалалеев, начальник управления развития и производственных информационных систем ООО «НОВОГОР-Прикамье», рассказал участникам форума о наработках и планах компании. Он пояснил, что в направлении цифровой трансформации целью «НОВОГОРа» является создание интеллектуальной платформы и информационного центра управления производством для принятия своевременных решений по случившимся событиям, прогнозированию и предотвращению вероятных негативных событий. Планируется, что в результате реализации проекта время реакции и затраты на устранение аварийных ситуаций сократятся. Кроме того, цифровая трансформация в условиях растущего объема данных позволит повышать скорость и качество обработки и исключать ошибки, связанные с человеческим фактором.
По словам Ивана Фалалеева, сейчас в компании применяется множество различных источников данных о системе ВиВ г. Перми: телеметрия, «ПромАктив», «Автонавигатор», ГИС. Объемы данных, которые поступают из всех основных источников информации в режиме онлайн, огромны. Это и показания телеметрии с почти сотни насосных станций, и данные более ста узлов учета, и объемы электропотребления, и показатели приборов более 5 тыс. многоквартирных домов. То количество данных, которые приходят в режиме реального времени, не позволяет производить полный анализ человеком, в результате страдает скорость и точность принятия решений.
Система, которую разрабатывают в «НОВОГОРе», будет иметь функции мониторинга, моделирования, сценарного и целевого прогнозирования, автоматического формирования рекомендаций. Она объединит существующие разрозненные подсистемы управления на основе единой платформы, организованной искусственным интеллектом, и будет поддерживать процесс принятия решений, выдавать рекомендации оператору, как реагировать на те или иные негативные ситуации. Это позволит управлять производственной системой без увеличения количества сотрудников, используя методы прогнозирования.
Реклама | ООО "НОВОГОР-Прикамье"