Инфраструктурный перекос
Бюджет 2023 года устроил не всех депутатов, но в первом чтении его утвердили
Вчера депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга в первом чтении утвердили законопроект городского бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Бюджет ориентирован на производства и крупные инфраструктурные проекты. Это заставило некоторые фракции отказаться от поддержки законопроекта, так как в существующем виде казна не способна решить серьезных проблем социальной сферы.
На заседании Законодательного собрания Петербурга парламентским большинством в первом чтении был принят законопроект о бюджете Санкт-Петербурга на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. За бюджет проголосовали 42 парламентария, трое выступили против, четверо воздержались. Основную часть денег, согласно законопроекту, выделят на здравоохранение (161,7 млрд рублей, 13,8% бюджета), образование (237,4 млрд, 20,3%), социальную поддержку (122,7 млрд рублей, 10,5%), соцжилье и оплату ЖКУ (73,9 млрд рублей, 6,3%), транспорт (270 млрд рублей, 23,1%).
Доклад с основными параметрами законопроекта представил губернатор города Александр Беглов, который начал речь с перечисления всем известных внешнеполитических проблем и экономических вывозов.
Для исполнения указов президента, связанных с мобилизацией, городом принимаются меры социальной поддержки военнослужащих, а также их семей. Губернатор подчеркнул, что в настоящий момент ресурсы бюджета позволяют оказывать поддержку, в том числе пособия, единовременные выплаты (мобилизованным — по 100 тыс. рублей, добровольцам — 300 тыс.). Также господин Беглов подчеркнул, что у города достаточно возможностей для выполнения всех социальных обязательств перед петербуржцами и обеспечения режима базовой готовности, введенного Указом президента России. Мобилизационная компания и помощь городу-побратиму Мариуполю осуществляется за бюджетные средства через резервный фонд правительства Петербурга и Фонд Победы. Расходы фондов являются закрытой информацией, недоступной для депутатов ЗакСа. Ранее «Ъ-СПб» сообщал, что резервный фонд на 2022 год увеличен на 15 млрд, до 45,5 млрд рублей.
В связи с экономической нестабильностью приоритет бюджета отдан Адресной инвестиционной программе (АИП) и крупным инфраструктурным проектам. Так, город ориентирован на досрочное открытие новой развязки ЗСД в районе Шкиперского протока (в 2023 году). В 2024 году решено достроить Московско-Дунайскую развязку и ввести Витебскую развязку, завершив первый этап создания Широтной магистрали скоростного движения. Также Смольный планирует ввод Шуваловского проспекта на участке от Камышовой до Планерной улицы, Южной улицы, открытие Цимбалинского путепровода, Петрозаводского шоссе и второго этапа Приморского шоссе с подключением делового квартала «Лахта-Центр» до конца 2024 года. Общая доля затрат на транспортную сферу в общих расходах городской казны — 23,1%, или 270 млрд рублей, в 2023 году. Из этой суммы 62 млрд рублей будет потрачено на ремонт 1161 объекта улично-дорожной сети.
На социальную защиту в 2023 году город потратит немногим больше, чем на ремонт дорог,— 72 млрд рублей. За три года расходы бюджета на социальную сферу планируются в районе 387 млрд рублей, 270 млрд из этой суммы будут потрачены на прямые денежные выплаты. По планам Смольного, таким образом помощь будет оказана 2 млн граждан.
Неравномерный и очевидный перекос в сторону инфраструктурных проектов и недостаточное, по мнению отдельных депутатов, финансирование социальной сферы заставило некоторые фракции выступить против утверждения законопроекта бюджета. Так, о своем несогласии с позицией Смольного заявили КПРФ и «Яблоко». Причинами для несогласия, в том числе, является игнорирование Смольным проблемы расселения коммунальных квартир, очередников на получение жилья, недостаточное сдерживание тарифов.
«В 2023 году предлагается уменьшить по сравнению с 2022 годом долю расходов на здравоохранение (13,8% вместо 14,7%), образование (20,3% вместо 21,5%) и социальную поддержку граждан (10,5% вместо 11,2%). Проваливается строительство метрополитена, и на долгожданное строительство Калининско-Красносельской линии в 2023 году не выделяется ни копейки»,— рассказал Борис Вишневский.
Также свое несогласие с планами Смольного высказала вице-спикер Законодательного собрания Марина Шишкина, которая заявила о некорректном распределении средств и явном перекосе в сторону АИП. Крупнейшие проекты осуществляются по схеме государственно-частного партнерства, поэтому траты города на ШМСД, ЗСД и прочие объекты — закрытая информация для депутатов. Притом что реализация этих объектов вызывает вопросы у парламентариев.
«Я обязана сказать об ахиллесовых пятах бюджета 2023 года. Сердцем бюджета всегда была АИП. Сегодня, к сожалению, это некий справочный материал, который не утверждается законом. Депутаты пошли навстречу правительству и поддержали законопроект о гибкости АИП. В итоге сегодня сумма в 200 млрд рублей, то есть пятая часть бюджета, оказывается для нас закрытой. Мы не можем знать, будут ли построены школы, сады и больницы по адресам. То же касается важных для развития города проектов. Смотрим: на развитие метро — по бумагам нули, на проект развития комфортной городской среды — нули, выплаты материнского и земельного капитала — снова нули. Нам обещают показать это ко второму чтению, если мы утвердим это в первом. Так не должно быть»,— заявила вице-спикер ЗакСа Марина Шишкина, повесив в воздухе перед губернатором и парламентариями вопрос: «Если мы такие богатые, то почему мы такие бедные».