Калифорнийский вайб и русская ментальность

На территории Сочи и Сириуса реализуется аналог североамериканской «Кремниевой долины»

На территории Сочи и Сириуса есть все условия для создания высокотехнологичного кластера, считают чиновники и эксперты. В Красной Поляне, например, уже развивается IT-сообщество, которое привлекает специалистов со всего мира. Эксперты уверены, что для формирования отечественной Кремниевой долины необходимо строительство жилого фонда, университетского комплекса, деловой инфраструктуры, придание территории особого экономического статуса, расширение сети международного транспортного сообщения. Создание инновационного кластера в Краснодарском крае может сделать Россию номером один в мире по количеству успешных прорывных стартапов в области Traveltech, Agrotech, Fintech, Edtech и других индустриях.

Поселок Красная Поляна притягивает айтишников со всей России благодаря своей развитой инфраструктуре

Фото: Игорная зона «Красная Поляна»

В период пандемии Covid-19 сотни айтишников релоцировались в Красную Поляну, где возникло IT-комьюнити, объединенное целью создать среду для создания и развития инновационных стартапов, отечественный аналог калифорнийского технологического кластера.

Сегодня сообщество «Cтартап Поляна» включает пространства и программы, нацеленные на развитие проектов: коворкинг Steford, Polyana Meetups & Pich Days, Steford Camps, акселератор стартапов Steford. В сообществе проходит множество различных мероприятий, цель которых — обмен экспертизой и опытом, чтобы развивать и масштабировать свои решения, создавать уникальные цифровые продукты. Например, в начале октября состоялся трехдневный айтишно-венчурный фестиваль «Сочи Стартап Поляна Фест». Офлайн и онлайн его площадки посетили тысячи человек из разных стран мира.

В середине октября краснополянское IT-сообщество посетил вице-губернатор Краснодарского края Александр Руппель. «Здесь создана экосистема, в которой начинающему стартапу помогут доработать, упаковать, привлечь инвестиции и толкнуть на рынок свой продукт. Пообщался с членами сообщества. Многие долго жили за границей, получали компетенции в мощнейших иностранных акселераторах. А для жизни выбрали Красную Поляну. Говорят, здесь "калифорнийский вайб" и русская ментальность. Здесь сложилось комьюнити IT-предпринимателей и инвесторов, экспертов, менторов и стартап-команд, развивающих IT-кластер. Причем сложились естественным образом. Другие регионы строят площадки и потом зазывают в них компании. Мы же хотим отрабатывать потребности и формировать решения в естественных точках притяжения IT-специалистов. Наша задача — создать условия, чтобы такие сообщества появлялись и развивались именно в Краснодарском крае»,— написал замглавы региона в своем Telegram-канале.

Кремниевая долина (Silicon Valley), расположенная в штате Калифорния, США,— ведущий мировой инновационный кластер, где сосредоточено большое количество высокотехнологичных компаний, занимающихся производством компьютерного оборудования, программного обеспечения, созданием интернет-технологий. Сегодня долина считается одним из самых богатых регионов мира, здесь живет почти половина мировых технологических миллиардеров. Уникальная территория образовалась во второй половине XX века вокруг Стэнфордского университета (г. Сан-Хосе). Его академическое присутствие способствовало развитию синергии в области научных исследований и разработок по всей долине. Благодаря плотному сосредоточению крупных компаний кластер привлекателен для венчурных компаний и инвесторов. Долина расположена в регионе с благоприятным климатом средиземноморского типа.

Неформальная кооперация

Как рассказал «G» доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Кубани Александр Полиди, IT-сообщество требовательно к качеству городской среды, комфорта и коммуникаций, именно поэтому Сочи и Красная Поляна с этой точки зрения идеальны для технологического кластера. Еще более важное условие, по его словам,— наличие профессионального сообщества, деловой инфраструктуры. «Идеальный климат плюс модное место для жизни и работы, близость современного аэропорта. Это и есть кластер — неформальная кооперация бизнеса, технологического ядра и сервисной периферии»,— комментирует господин Полиди.

Сооснователь команды Steford Дмитрий Перчило считает, что Сочи с его природно-климатическими характеристиками, отличной инфраструктурой и уже сложившимся IT-сообществом, пожалуй, единственное место в России, где можно создать креативный IT-кластер, не уступающий подобным кластерам в других странах.

«В первую очередь IT-специалистам нужно жилье. Жилой фонд предстоит создать, в том числе можно выделить номерной фонд из туристической инфраструктуры под проживание резидентов и сотрудников Кремниевой долины. Также необходимы социальные объекты (детские сады, школы, медицинские учреждения) для IT-специалистов и членов их семей»,— добавляет другой сооснователь Steford Марк Креймер.

По мнению генерального директора фудтех-стартапа Qummy Артема Симонянца, программисты решают большие логические задачи, держат в голове и обрабатывают массу информации. Поэтому для них важны такие составляющие жизни, как среда и отдых. «Краснодарский край, в частности Сочи c Красной Поляной и Сириус,— уникальное место, где есть море и горы, все возможности для отдыха и летом, и зимой, развитая транспортная инфраструктура. Лучшие айтишники уже здесь, они продолжают приезжать. Необходимо создавать им условия для комфортного проживания, эффективной коммуникации и ведения бизнеса»,— говорит господин Симонянц.

Место притяжения умов

Артем Симонянц уверен, что в век технологий самым главным ресурсом становится человеческий потенциал. В мире, по его словам, существует невероятная конкуренция за лучших IT-специалистов, потому что созданная ими технология может дать для страны экономический эффект, соизмеримый с обнаружением нескольких месторождений нефти. «Получается, что от умения создать лучшие условия для таких специалистов зависит конкурентоспособность и экономическое развитие страны»,— анализирует собеседник.

По его мнению, создание технологического кластера должно разворачиваться вокруг университета, где преподают лучшие из лучших. В первую очередь в российскую Кремниевую долину следует пригласить профессоров с мировыми именами и лидеров в инновациях, обеспечив их всем необходимым для работы и комфортного проживания. «Вслед за ними обязательно приедут молодые специалисты, которые хотят перенимать передовой опыт. Для приехавших учеников должна быть создана среда, где они смогут открыто и легко взаимодействовать друг с другом, делиться знаниями, наработками и опытом, иметь возможность для постоянных экспериментов. Им понадобятся общежития, коливинги, коворкинги, лаборатории, экспериментальные центры. И очень скоро мы увидим, как инновации и первые прототипы в такой среде будут рождаться сами»,— рассуждает Артем Симонянц.

С ним согласен инвестор, сопредседатель АНО «Море идей» Андрей Тамбовцев. По его словам, для запуска и гармоничной работы такого инновационного центра необходимо сформировать инфраструктуру в виде кластера, где взаимодействуют участники, объединенные одной задачей, но выполняющие разные функции. «Основные составляющие инфраструктуры — учебные заведения, акселераторы и бизнес-инкубаторы, технопарки и лаборатории, инвестиционные фонды и венчурные компании»,— говорит эксперт. Он считает, что у Сочи есть все составляющие, чтобы стать полигоном для тестирования и запуска инновационных проектов. Эта территория может стать центром экспертизы и компетенций в области Traveltech, Agrotech, Fintech, Edtech и других цифровых технологий в различных индустриях.

Андрей Тамбовцев обращает внимание, что одно из главных условий формирования технологического кластера — это концентрация большой массы свободных капиталов. «Сочи — это место, где проживает много состоятельных людей. Не секрет, что в последние годы тренд на релокацию в Сочи значительный. Среди тех, кто переехал в этот город, много молодежи, начинающих предпринимателей, креативность которых дает большое количество инновационных идей»,— поясняет он.

Андрей Тамбовцев считает, что органам региональной и муниципальной власти необходимо разработать программу по созданию южного IT-кластера. При этом предусмотреть ресурсы для создания имущественного комплекса и предоставить резидентам необходимые преференции для размещения. Артем Симонянц уверен, что технологической долине следует придать статус особой экономической зоны или территории опережающего социально-экономического развития с соответствующими налоговыми и другими льготами.

«Для воплощения такой инициативы нужно создание деловой инфраструктуры, необходимой для качественного и количественного роста. Нужна хорошая PR-поддержка на международном уровне, невзирая на текущую ситуацию. Плюс введение либерального визового режима и расширение сети международного транспортного сообщения. Этот кластер в принципе не может быть локальным, только глобальным, иначе смысла нет. Что касается налоговых, инвестиционных и регулятивных льгот, надо сохранять то, что есть, и создавать благоприятный инвестиционный режим для международных участников»,— считает Александр Полиди.

В Кремниевой долине в Калифорнии сосредоточено большое количество высокотехнологичных компаний, занимающихся производством компьютерного оборудования, программного обеспечения и созданием интернет-технологий (на фото здание Intel)

Фото: wikimedia.org

Прорыв за интеллектом

Как отмечает Артем Симонянц, если в поисковой строке ввести запрос «самые дорогие компании мира», то поиск выдаст не миллиардные холдинги или нефтяные корпорации, а перечень компаний, которые за последние двадцать лет создали технологии, не существовавшие до сих пор.

«Как правило, они начинались с одного, двух или трех человек, безумно увлеченных тем, чем занимаются, и творивших в гаражах. Одна такая компания или технология окупает затраты государства на создание нескольких Кремниевых долин. А что если таких технологий родится не одна, а пять или сто? Если новаторы и ученые со всего мира захотят приехать именно в Сочи и создавать инновации здесь? Считаю, что у России с ее фантастическим человеческим капиталом и такими уникальными локациями, как Сочи и Красная Поляна, есть все условия, чтобы стать ведущей точкой притяжения для лучших умов со всего мира»,— говорит господин Симонянц.

Основатели Steford уверены, что, когда такой проект будет реализован, Краснодарский край станет номером один по числу стартапов в России. «Наша страна станет центром притяжения топовых специалистов в сфере креативных индустрий и новых технологий. Увеличатся социальное благополучие и уровень доходов. В таких отраслях, как Agrotech и другие, ежегодно будут появляться новейшие технологические стартап-решения, которые выведут Россию на первые места в мире по множеству качественных и количественных показателей в тех отраслях экономики и промышленности, которые будут приоритизированы в рамках стратегии российской Кремниевой долины»,— говорят собеседники.

По словам Андрея Тамбовцева, результатом работы по созданию в Краснодарском крае аналога североамериканской Кремниевой долины будет не только значительный рост налоговых отчислений от новых компаний, но и высокий кумулятивный эффект для экономики города и региона от их деятельности. «А Сочи получит дополнительную ценную имиджевую составляющую»,— добавляет он.

Спикеры сходятся в том, что Кремниевая долина уже стала понятием нарицательным. Многие говорят о ней не как о территории на карте, а как об образе мышления, в основе которого смелость предпринимательской инициативы, ощущение изобилия и прямых взаимосвязей, которыми пронизано все вокруг. В сообществе единомышленников создается особая атмосфера, так называемый вайб, в которой передовые умы создают будущее.

Основатели сообщества «Стартап Поляна» декларируют, что в его основу заложена cophilosophy — философия общности и объединения, культура сотрудничества, сотворчества и осознанности.

«На мой взгляд, российская инновационная долина должна жить по таким законам, по каким мы хотели бы, чтобы жили наши внуки. Она должна стать экспериментальной территорией, где лучшими умами создаются, внедряются и проверяются на собственном опыте законы государства будущего, в которых больше свободы и меньше регулирования. Именно в такой среде возможно рождение прорывных технологий»,— резюмирует Артем Симонянц.

Наталья Нестеренко


Читайте нас в Telegram

Вся лента