Коммерсантъ-История №10 (143)
Какая привычка вреднее всех вредных
Знаете ли вы, какое очень распространенное пристрастие бывает порой гораздо более пагубным, чем алкоголизм и наркомания вместе взятые?
Нет, речь вовсе не об игромании, хотя она, как утверждают некоторые специалисты, самая неискоренимая из всех вредных привычек. Та страсть, о которой идет разговор, куда опасней и из-за масштабов ее распространения, и ввиду тяжести наносимого ею урона.
Чтобы убедиться в этом, положа руку на сердце в знак честности намерений, попробуйте вспомнить (не кривя душой, только для самих себя) сколько раз вы пытались где бы то ни было снова действовать тем же способом, который и прежде приводил к неудаче. Надеясь на то, что раньше-то просто не повезло, а теперь точно получится. Или, что называется, «наступали на те же грабли» иным образом.
Если в результате все ограничивалось, образно говоря, только проходящими со временем «шишками на лбу», значит, вы еще легко отделались. Однако, когда на грабли начинают наступать власть имущие, последствия получаются от тяжелых до катастрофических.
К примеру, 24 января 1904 года*, за два дня до начала русско-японской войны, император Николай II подписал указ о частичной мобилизации, который положил начало серии таких пополнений российской армии. И несмотря на то, что все в России с молоком матери впитывают убежденность в том, что главное в общественном устройстве страны — это справедливость, именно этот принцип при мобилизациях был в скором времени нарушен. О том, как и к каким плачевным результатам это привело,— наш текст «Начиная с пятой мобилизации настроение изменилось».
Урок абсолютно не пошел впрок, и во время Великой Отечественной войны при организации наборов граждан страны на трудовой фронт было допущено немало грубых просчетов. Об этом — статья «Допущены грубые извращения при мобилизации».
Столь же пагубны судорожные попытки исправить неприятное положение подручными средствами. И это очень хорошо известно. Но 95 лет назад, 10 октября 1927 года, на Всесоюзном съезде работниц и крестьянок в числе прочих шокировавших советских женщин идей прозвучала и мысль об их военной службе. Подробности — в подборке «Много женщин будет служить в рядах действующей армии».
Хотя перед глазами еще стоял печальный пример женских боевых частей образца 1917 года — «Слишком много трусов».
А ярким примером того, как бросались из крайности в крайность, служит вопрос военного обучения школьников, включая самых младших. Все детали — в публикации «Для проведения военно-физической подготовки учащихся».
В 1920–1930 годах игнорирование простых, но важных вопросов раз за разом приводило к срыву кампаний по заготовке ценного экспортного продукта — грибов. О дореволюционной грибной индустрии, которую так и не удалось восстановить,— статья в нашей постоянной рубрике «Забытый быт» — «Составляют любимейший продукт».
И даже когда исторический опыт вроде бы учитывают, при ближайшем рассмотрении выясняется, что способы, которыми удалось остановить кровопролитную войну, оказались забытыми или проигнорированными. Об этих трюках — материал «Взбудоражили американцев».
a
Содержание
«Слишком много трусов» / Какие особые солдаты взялись вдохновлять российские войска
«Взбудоражили американцев» / Какой хитрый трюк помог завершить кровопролитную войну
«Много женщин будет служить в рядах действующей армии» / Чем руководители страны поразили слабый пол
«Составляют любимейший продукт» / Какие русские грибы стали классово чуждыми в СССР
«Допущены грубые извращения при мобилизации» / Как закалялось «стандартное раздолбайство»
*Все даты до 1 февраля 1918 года даются по старому стилю.