Альбомы октября

Выбор Бориса Барабанова

Сергей Тимофеев, OID, Stereovoid «Things & Fingers»

Сергей Тимофеев — рижский русскоязычный поэт, участник объединения «Орбита» и автор русских текстов песен группы Brainstorm. Андрей Антонец (OID) — российский музыкант-электронщик, выпускающий свои треки на различных европейских лейблах. Stereovoid — француз Стефан Аржилле, придумавший лейбл Objetrouve, релизы которого представляют собой одновременно музыкальные носители и арт-объекты. Работа над альбомом «Things And Fingers» началась два года назад. Пять стихотворений Сергея Тимофеева положены на шумовые слои и эмбиент OID, пять — на синти-вейв Stereovoid. Как всегда в стихах Тимофеева, в отобранных для «Things And Fingers» текстах нет рифмы, зато много бытовых деталей, материального мира и вневременных интуитивных зарисовок, фиксирующих моменты повседневности. Но есть и абсолютно уместные в 2022 году (хоть и случившиеся раньше) поэтические озарения вроде стихотворения «Я видел рождение старого мира»: «Обветшавшие дома возводились целыми улицами, со ржавыми водосточными трубами, обрывающимися за пару метров до земли, выкорчеванными рамами в подъездах и прочими доминантами упадка».

Издатель Objetrouve
sergejtimofejevoidstereovoid.bandcamp.com


Arctic Monkeys «The Car»

Градус споров вокруг нового альбом Arctic Monkeys в русскоязычном сегменте интернета говорит о том, что эта группа стала в нашей меломанской среде окончательно народной. Или же такой ее статус имитируют комментаторы, на чью юность пришлись ее первые альбомы. Конечно, тогда, в середине 2000-х, она была «настоящей», а вот, например, предыдущий альбом Arctic Monkeys «Tranquility Base Hotel & Casino» (2018) был максимальным по меркам группы экспериментом. «The Car» для фанатов «рокового» периода Arctic Monkeys — альбом из серии «снизу постучали». Это не просто эстрадный звук в духе классических записей Скотта Уокера, это тщательное следование духу и букве барокко-попа и соула 1970-х, детализация на грани патологии, когда скрипки в коде песни затухают ровно там же, где они умолкали у Барри Уайта. Если верный поклонник группы не может определиться со своим отношением к очередным инновациям, он просто должен задать себе вопрос: посоветовал бы я начать знакомство с группой с этого альбома человеку, который ее вообще никогда не слышал? Автор этих строк точно посоветовал бы.

Издатель Domino
arcticmonkeys.com


M.I.A. «Mata»

История английской артистки Матанги Арулпрагасам, известной миру, как M.I.A., это история поиска в поп-культуре места для политического активизма. Дочь тамильского радикала Арула Прагасама, которого нередко называют террористом, бежала из Шри-Ланки в Лондон, где влюбилась в хип-хоп и написала песни, заработавшие ей номинации на «Оскар» и Grammy, а также награды журналов NME и Q. В начале века, до появления на горизонте Pussy Riot, сложно было представить более вовлеченного в политику поп-музыканта. В 2016 году, готовя к выпуску «AIM», M.I.A. обещала, что это будет ее последний альбом. «Mata» не звучит как послесловие, наоборот, как и в случае с «The Car», с дискографией артиста вполне можно начать знакомиться именно с этого места — не прогадаете. Идеальное сочетание раггамаффина, бхангры и прочей world music (теперь ее нужно называть global) с трэпом и гиперпопом делает этот альбом доступным для самой широкой аудитории. А песня «The One» нежит душу сходством с лучшей песней в каталоге M.I.A. – «Paper Planes».

Издатель Island
twitter.com/miauniverse


ДДТ «Творчество в пустоте – 2»

«Русская лажа в войне победит. И войну тоже. А то столько вокруг разговоров о войне» — так говорил Юрий Шевчук в прошлом году на совместном концерте с группой «Кино» после исполнения песни «Лажа». В вышедшую тогда пластинку «Творчество в пустоте» она не вошла, автор приберег ее для второй части альбома. «Никому не нужен, слава позади» — это была грустная ирония рок-ветерана, но сейчас Шевчук — одновременно и запрещенный, и самый актуальный рок-музыкант страны. Выпуская первую часть «Творчества», он заявлял, что из 30 с лишним записанных треков убрал всю романтику и ярко выраженные хиты, оставив только «остросоциальную лирику». Однако в новом релизе опубликована и «Маленькая смерть», написанная в начале января и полная апокалиптических предчувствий, и недавно экранизированная пронзительная трип-хоповая тема «В раю одиноко». Но есть и давно написанная, безусловно романтичная «Уфа» — посвящение родине опального поэта. В целом — полноценный альбом ДДТ, в котором нет ни недостатка мелодий, ни нехватки железных риффов, ни дефицита точных и смешных строчек.

Издатель Ю. Шевчук / Navigator Records
ddt.ru


Simple Minds «Direction Of The Heart»

На фоне сногсшибательного прошлогоднего альбома-камбэка Duran Duran, еще более сенсационного оркестрового альбома a-ha и новостей о грядущем альбоме Depeche Mode новый диск Simple Minds — просто еще одно свидетельство мощи титанов 1980–1990-х. По сути, молчат только U2, но что-то подсказывает, что за ними не заржавеет. U2 не могут просто взять и выпустить альбом, им нужно непременно придумать нечто историческое. А Simple Minds могут, и больших пауз между альбомами они не берут. «Direction Of The Heart» — это прежде всего стадионный звук, который буквально сгребает вас в объятия, и вырваться из них нет никакой возможности. Спрингстиновская харизма фронтмена Джима Керра на месте, послушайте хотя бы песню «Human Traffic» — такую уверенность в том, что музыка способна объединять, вы найдете еще только разве что у Manic Street Preachers. В этой же песне гостит Расселл Маэл из The Sparks, мужчина, не разменивающийся на случайные коллаборации. В песне «Planet Zero», по словам Керра, Принс встречается с Hawkwind. Однако на деле это все та же мягкая сила Simple Minds, против которой нет приема вот уже 45 лет.

Издатель BMG
simpleminds.com


LRK Trio «Молитва»

Музыке московского LRK Trio (Евгений Лебедев, фортепиано; Игнат Кравцов, барабаны; Антон Ревнюк, бас) всегда была свойственна чуть большая свобода, чем коллегам по российской джазовой сцене. Речь не только о свободе импровизации, но и о неожиданных аранжировочных поворотах. В открывающем треке «День сурка» хлопки в духе госпел-хора появляются практически сразу, поверх основной фортепианной темы. Если есть хорошая идея, зачем скрывать такую красоту? В композиции «Союз—Аполлон» космическая фактура намечена лишь тонкими, едва различимыми линиями, это история не столько о покорении звезд, сколько о внутреннем космосе, об одиночестве. А теперь еще новые вопросы: что нам вообще делать в космосе, если мы не в состоянии разобраться со своей Землей? LRK Trio блюдут в своих треках сюжетность, которую слушатель ощущает без слов, и одновременно не забывают о том, что джазофилам необходимо проникнуться мастерством каждого музыканта, и значит, каждому нужно дать вдоволь поиграть соло.

Издатель Magnetophone Music
lrktrio.com


Том Оделл «Best Day Of My Life»

В начале 2010-х англичанину Тому Оделлу повезло сочинить «Another Love» — фортепианную балладу на века, которую сотни раз перепевали на шоу талантов и использовали в тикток-видео. Свойство писать на пределе душевных сил он не утратил и теперь, когда откровенно говорит в интервью о борьбе с психическими расстройствами, которой посвятил последние годы. В пятом альбоме Тома Оделла «Best Day Of My Life» есть песня, не уступающая «Another Love» в ощущении хрупкости любви. Она называется «Sad Anymore», в ней нет мощного драматургического поворота, как в «Another Love», и все держится на чистой, трепетной эмоции певца. Оделл начинал в статусе сонграйтера-вундеркинда, сейчас ему за 30, но непосредственность юности в песнях сохранилась и вряд ли кто-то еще может так достоверно передать страх от приближающегося конца уикенда, как он делает это в песне «Monday». Выходные уходят — так и вся жизнь пройдет! Британская «серебряная тоска» (по выражению Юрия Шевчука) — хорошо растиражированный бренд, но только Том Оделл умеет так красиво печалиться под одно лишь фортепиано.

Издатель UROK / mtheory
tomodell.com


Смола «Пыль»

«Смола» — музыкальный проект актера Артура Смольянинова. Работу над дебютным альбомом «Пыль» он начал еще в 2019 году, до пандемии и тем более до интервью Катерине Гордеевой (внесена Минюстом в список иноагентов), после которого на него составили протокол «за дискредитацию армии». Как и все, что появляется в музыкальном поле, альбом Смольянинова сейчас слушается «по-другому». И в то же время на альбоме нет песни, которую нельзя было бы представить себе звучащей в другое время. Влияние русского рока на песни Смолы невозможно не заметить. Легко представить себе, как на музыку из песни «Человек» какой-нибудь рокер-патриот кладет стихи о героизме воинов-освободителей. Но у Смольянинова нет такого лирического героя. У него человек «не пойми куда шел, ему было почти хорошо, он себя представлял то ребенком, то раненой цаплей». В альбоме «Пыль» есть не только очевидные гитарные риффы, но и тихие инструментальные периоды с мелодекламацией, и стихи под заторможенный перебор электрогитары, напоминающий о певцах мрачного американского Юга. Это авторская песня человека, который долго искал слова и наконец нашел их, а заодно нашел и правильную музыку.

Издатель Смола
music.yandex.ru/album/22951589


Екатерина Яшникова «Подорожник»

«Черный человек уже пришел в наш век»,— поет в своем новом альбоме «Подорожник» Екатерина Яшникова, прошлые работы которой, даже самые непримиримые по отношению к действительности, были проникнуты здоровой и светлой энергией. В новых песнях к пионерскому задору добавился панковский надрыв и антиутопический пафос. «Подорожник» — одна из первых работ отечественных музыкантов, целиком сделанная под впечатлением от событий последних двух лет. Без традиций сибирского нонконформизма в альбоме тоже не обошлось. Певица взяла на себя смелость записать собственную версию песни Янки Дягилевой «От большого ума», а также выступила в роли русской Долорес О’Риордан в песнях «Ту-ту-ту» и «Подорожник». К записи двух мелодекламационных номеров Екатерина Яшникова привлекла серьезных мужчин, которых принято относить к противоположным идеологическим лагерям: барда Бранимира («Пророк») и солиста «Курары» Олега Ягодина («2020»). «Подорожник» — короткий альбом, но небольшого хронометража хватило, чтобы обозначить трансформацию Яшниковой как автора, ее сегодняшние вкусы и взгляды. Вышло исчерпывающе.

Издатель М2
yashnikova.ru


Bjork «Fossora»

В последнее десятилетие все привыкли к тому, что новые маски, наряды и арт-концепции в творчестве исландской певицы Бьорк важнее, чем собственно ее музыка. Публика готова к тому, что на новом альбоме выйдет набор атональных созвучий с едва прослеживаемыми мелодическими идеями, и при этом только у самой певицы есть ключ к шифру. Захочет — даст, не захочет — разбирайтесь сами. Она и сама с этими концепциями не в ладах. Когда родилась песня «Atopos», Бьорк решила, что это будет «кларнетный альбом», ведь в этой песне звучат шесть кларнетов и гобой. Но этой концепции соответствуют лишь четыре трека из 13, а в песне «Allow» звучат флейты, целых 12 штук. Создавая миры «Fossora», программируя струнные за столиком в соседнем кафе, она думала о том, как передать средствами музыки величие родной Исландии, и одновременно изучала такую непростую материю, как грибы. В грибах для нее объединились темы «смерти, выживания и экологической медитации». В общем, не все понятно, но жутко интересно, как и сама музыка на альбоме.

Издатель One Little Independent
bjork.com


Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram

Вся лента