Дали воду

Как в Нижнем Новгороде появился первый водопровод

175 лет назад, в октябре 1847 года, в Нижнем Новгороде был пущен первый водопровод. Решить вопрос подачи воды на 100-метровый волжский откос удалось московскому инженеру Андрею Дельвигу: родниковую воду собирали в резервуар водоподъемной станции, построенной на пересечении Казанского и Георгиевского съездов, откуда паровые машины выксунского завода поднимали воду по трубам на высокий берег.

Водопроводная станция в Нижнем Новгороде

К первой половине XIX века одной из насущных проблем городского хозяйства Нижнего Новгорода было отсутствие доступной питьевой воды: вся жизнь была сосредоточена на высоком волжском берегу, и за водой надо было либо спускаться по крутому склону к реке, либо идти к прудам и малым речкам, которые то пересыхали, то заболачивались.

Вопрос подачи речной воды в нагорную часть поднимали неоднократно, но мешало отсутствие не столько средств, сколько талантливого организатора.

Решить вопрос удалось губернатору Михаилу Александровичу Урусову (возглавлял город в 1843-1854 гг.). Герой Русско-турецкой войны, генерал-майор императорской свиты он был известен жесткостью с подчиненными и имел репутацию человека, который мало говорит, но много делает — за принципиальность и несговорчивость его даже называли Урус-ханом.

Именно Урусову удалось пригласить на работу в Нижний московского инженера Андрея Дельвига, двоюродного брата лицейского друга А. С. Пушкина. В 1844-1845 гг. Дельвиг достраивал в Нижнем участок нового Московского шоссе и впечатлил губернатора строгостью к подрядчикам и качеством работ. После этого по просьбе Урусова Дельвига назначили начальником Нижегородской губернской строительной комиссии.

Дельвиг постоянно работал в Нижнем около трех лет — до 1848 года, но за это время многое успел: разработал новый план городской застройки с сохранением исторической части, занимался проблемой оползней на откосах и воплотил многие свои гидротехнические задумки — в дальнейшей своей карьере Дельвиг прославился именно как талантливый гидротехник, его подробнейшее «Руководство к устройству водопроводов» долгое время было основным пособием при проектировании таких сооружений в стране. Например, Дельвиг нестандартно выполнил личное поручение Николая I организовать «проезд по Ковалихе» (император впечатлился нижегородскими красотами во время первого визита в Нижний и дал конкретные рекомендации благоустройства): по проекту инженера речку Черную, вытекавшую из Черного пруда и впадавшую в Ковалихинский овраг, заключили в подземные трубы.

Над проектом нижегородского водопровода Дельвиг работал около двух лет вместе с механиками Выксунских заводов (тогда их называли Шепелевскими — предприятиями управляли потомки Дмитрия Шепелева, зятя одного из основателей заводов И. Р. Баташева), у которых на тот момент уже был опыт разработки, строительства и установки водоподъемных систем — в конце 1820-х выксунские металлурги поставляли паровые машины и чугунные трубы собственного производства для реконструкции московского водопровода.

Дельвиг сделал ставку не на речную, а на ключевую воду: в районе Красных казарм нашли 12 мощных подземных источников, их вывели наружу и организовали сбор воды в резервуаре водоподъемной станции, которую построили на пересечении Казанского и Георгиевского съездов.

Затем выксунские паровые машины по чугунным трубам поднимали воду в гору, к резервуару на пересечении улиц Жуковской и Мартыновской (сегодня — ул. Минина и Семашко), а оттуда — на Благовещенскую площадь (площадь Минина), где был установлен водоразборный фонтан, также выплавленный в Выксе. Мощность водопровода достигала 5 тыс. ведер в сутки.

Все ключевые объекты построили быстро: с момента закладки водоподъемной станции в 1846 году до торжественного пуска прошло чуть больше года — уже в октябре 1847 года родниковая вода забила из фонтана на Благовещенской площади (сейчас — площадь Минина).

Фотогалерея

Исторические кадры

Смотреть

Первый нижегородский водопровод просуществовал более 30 лет. В начале 1870-х городская дума одобрила проектирование нового водопровода за счет привлечения 50-летнего займа. Для его погашения планировали повысить налог с домовладельцев, но в итоге это не потребовалось — нужные суммы пожертвовали нижегородские купцы, поставив городу условие:

«Пользование водой из нового водопровода должно быть для всех сословий Нижнего Новгорода на вечные времена бесплатно».

Новый водопровод пустили в 1880 году. Сборный резервуар поставили на берегу Оки, рядом — водоподъемную станцию, обеспечивавшую подачу воды на Монастырскую площадь (сейчас — площадь Лядова), откуда трубы шли на Ильинку и прилегающие улицы. В разных местах города были установлены водоразборные краны.

К концу XIX века длина водопроводной сети в городе достигала 27 км, а к середине XX века — уже 260 км. В 1930-е годы были построены еще две водопроводные станции в заречной части города. К каждому дому воду стали подводить во время бурного жилищного строительства в послевоенные годы.

Интересно, что все это время в городе не было полноценной канализации — единую систему водоотведения спроектировали в Нижнем только в 1967 году: был разработан генеральный проект планировки города, включавший план общегородской канализационной системы с очисткой вод и спуском их в Волгу в районе Артемовских лугов. Первая очередь Нижегородской станции аэрации была построена в 1974 году, вторая — в 1990-м.

Фотогалерея

Вот, водопровод

Смотреть

Сегодня в системе Нижегородского водоканала около 2 тыс. км водопроводных сетей, 1,5 тыс. канализационных и три водопроводные станции: Слудинская и «Малиновая гряда», снабжающие водой верхнюю часть города, и Ново-Сормовская, обеспечивающая Заречье. Совокупно они подают более 400 тыс. кубометров воды в сутки. В пересчете на меры XIX века — это больше 30 млн ведер ежедневно.

Татьяна Салахетдинова

Вся лента