История Marriott: путь к постели лег через желудок
Как семья мормонов построила самую грандиозную сеть отелей в мире
Корпорация Marriott существует уже 95 лет. Однако гостиницы, с которыми она сегодня ассоциируется, появились у нее лишь в середине XX века. А до тех пор семейная фирма Мэрриоттов заботилась лишь о том, как бы всех напоить и накормить.
Мэрриотт из Мэрриотта
Сейчас, кажется, нет в мире ни одного уважающего себя города, в котором не было бы гостиницы Marriott. 95 лет назад единственным местом на Земле с таким названием было крошечное мормонское поселение в Юте, в котором, разумеется, не было гостиницы. Все его жители занимались фермерством, и все они носили одну фамилию — Мэрриотт.
Джон Уиллард Мэрриотт, прославивший и поселение, и фамилию на весь мир, родился в сентябре 1900 года.
Джон был вторым из восьми детей, но старшим из сыновей. Поэтому глава семьи, Хайрам, стал приучать его к ответственности и ведению дел с самого детства. Сначала мальчик просто помогал отцу выращивать сахарную свеклу и пасти овец. В 13 лет — заработал первые деньги, самостоятельно вырастив салат и продав урожай. Накопленные $2 тыс. Джон отдал отцу. А в 14 лет его уже отправили одного продавать стадо из 3 тыс. овец в Сан-Франциско.
«Отец научил меня чувству мужской ответственности. Он говорил, что нужно сделать, но никогда — как именно. До этого мне всегда приходилось доходить самому»,— вспоминал позже Джон Уиллард.
В 19 лет Джон попрощался с фермой. Как и всякий мормон, он отправился в двухлетнее миссионерское путешествие по штатам Новой Англии.
Уже на пути домой, летом 1921 года, Джон очутился в Вашингтоне и увидел картину, которая навсегда изменила его жизнь.
На одной из столичных площадей появилась тележка продавца напитков. К нему тут же выстроилась очередь из людей, изнемогавших от жары. Лимонад, мороженое — все, что было в тележке, раскупили в мгновение ока. Джон запомнил, что продавать холодные напитки жарким летом — к деньгам.
Пиво — всему голова
Пока Джон путешествовал, на другом конце страны зарождалась первая в истории США сеть ресторанов быстрого питания. Рой Аллен, покупавший, реставрировавший и перепродававший отели, в 1919 году оказался в Аризоне. Там, в Тусоне — городке посреди пустыни, где летом температура традиционно держится выше 30°°С,— Аллен впервые попробовал рутбир — пиво из коры дерева сассафрас. Оно понравилось Рою настолько, что он купил рецепт и, вернувшись в Калифорнию, открыл свой первый киоск.
Киоск пользовался бешеной популярностью у военных. Продажа алкоголя в США была уже ограничена, но на рутбир ограничение не распространялось, ведь он был не крепче кваса. Аллен предложил солдатам, истосковавшимся по родине и алкоголю, едва ли не полноценный бар. Заведение снаружи выглядело как придорожный киоск, но внутри были и стойка вдоль одной из стен, и ряд барных стульев. А рутбир — все же пиво.
Ну а когда в 1920 году в США начал действовать сухой закон, популярность киоска Аллена взлетела. Бизнесмен распрощался с отельным бизнесом и переключился на развитие собственной сети точек продаж рутбира.
Аллен стал одним из первых в США, кто применит концепцию drive-in (возможность получить услугу, не выходя из автомобиля) в ресторанном бизнесе.
В 1922 году Аллен и его бизнес-партнер Фрэнк Райт зарегистрировали компанию A&W (по первым буквам их фамилий). Вскоре Аллен выкупил долю Райта и начал управлять сетью в одиночку, делая ставку на франчайзинг. Любой мог открыть киоск с буквами A&W на вывеске и продавать там рутбир (сам напиток франчайзи должен был закупать, разумеется, у Аллена).
Одним из таких «любых» стал Джон Уиллард Мэрриотт. К тому времени он закончил университет и понял, что ни работа на ферме, ни миссионерская деятельности его не прельщают. Зато прельщала мысль продавать рутбир в федеральной столице.
Больше чем семейный ресторанчик
Заведение открылось 20 мая 1927 года. А уже через две недели Джон женился на Элис Шитс — своей однокурснице и, что важно, падчерице сенатора от штата Юта. Так Джон обзавелся и верной женой, и состоятельным бизнес-партнером в ее лице, и полезными связями.
Летом от посетителей не было отбоя, но он понимал, что с наступлением осени их поток заметно снизится. А потому Мэрриотт задумался о смене концепции своего заведения. Уже осенью помимо напитков в меню появилась еда: мексиканские тамалес и горячая кукуруза с чили — экзотика для рядовых американцев в те времена.
Никто из франчайзи A&W до него не осмеливался менять концепцию заведения. А Джон и его жена совершили, казалось, нечто совсем уж безумное, сменив и название заведения. Теперь оно стало называться Hot Shoppes.
В 1928 году открылись еще два ресторана Hot Shoppes — в Балтиморе и Ричмонде. При этом Джон подсмотрел (у того же Аллена) идею сделать в ресторане зону drive-in. Hot Shoppes стал первым заведением быстрого питания на Восточном побережье США, работающим в таком формате. Через год Мэрриотт зарегистрировал собственную компанию — Hot Shoppes, Inc.
Дела компании шли так хорошо, что к 1932 году у них было семь ресторанов в одном только Вашингтоне. Но Джон не собирался останавливаться на достигнутом.
В 1937-м его компания стал первым в мире поставщиком готовых обедов для гражданской авиации. Hot Shoppes заключила соглашения с Eastern American, United Airlines и Capital Airlines — тогдашними крупнейшими перевозчиками Восточного побережья. А во время Второй мировой войны Hot Shoppes стала поставлять еду на оборонные заводы и в госучреждения, включая Министерство финансов США.
Наконец, в 1953 году Hot Shoppes стала публичной компанией. Ее акции были размещены по $10,25 за штуку. Инвесторам хватило пары часов, чтобы выкупить все бумаги, выпущенные в свободное обращение.
Не пивом единым
Но историческим для компании Мэрриотта стал 1957 год. Именно тогда Hot Shoppes открыла для себя гостиничный бизнес.
Решение Джона казалось революционным, неожиданным, но очень даже логичным. Ведь после того, как гостя напоили и накормили, ему нужно предложить и ночлег.
Так появился мотель Twin Bridges Marriott Motor Hotel в Арлингтоне (Вирджиния). Мотель расположился на берегу реки Потомак и хвастался видами на Капитолий и памятник Вашингтону. А рядом с мотелем были Пентагон и Вашингтонский национальный аэропорт. Все это, безусловно, играло на руку Twin Bridges. Потом появились и другие мотели и гостиницы.
Hot Shoppes, Inc. была уже слишком многопрофильной компанией, чтобы ассоциироваться с семейными ресторанами. Так появилась Marriott Corporation.
В 1969 году Marriott стало слишком тесно в США. И тогда открылся первый зарубежный отель — в Акапулько.
Количество гостиниц неуклонно росло. Углядеть за всеми становилось все сложнее. Да Джон и не стремился к этому.
Помня, насколько успешной оказалась бизнес-модель A&W Роя Аллена, Мэрриотт развивал бизнес по той же схеме. Теперь гостиницы Marriott открывались по франшизе.
Они могли находиться где угодно, управляться кем угодно и выглядеть как угодно. Неизменным было и остается одно: в каждом номере этой огромной сети отелей и гостиниц должна лежать Книга Мормона.
Непомерный аппетит
Джон не знал, что такое отдых от работы, и расширение Marriott Corp.— тому пример.
В 1972 году Marriott стала первой в мире гостиничной компанией, которая зашла в круизный бизнес, став партнером греческого круизного оператора Sun Line. Позднее греческая компания была поглощена американской.
В том же году 72-летний Джон решил, что пришла пора привлечь к управлению сына — Джона Уилларда Мэрриотта-младшего, сохранив пост председателя правления и контроль за стратегическим развитием компании.
На аппетитах Джона-старшего перемены никак не сказались. Компания продолжала искать все новые ниши для расширения. В 1983 году она зашла в средний ценовой сегмент, открыв первый отель под брендом Marriott Courtyard. В 1984-м была приобретена сеть курортных гостиниц American Resorts Group.
К моменту смерти Джона-старшего в 1985 году его киоск в Вашингтоне превратился в бизнес-империю, объединявшую десятки брендов и работавшую в разных сферах. 1400 ресторанов (включая те, что управлялись по франшизе), 143 отеля по всему миру, два тематических парка. Оборот исчислялся миллиардами.
Оздоровительные процедуры
Джон-младший, возглавив компанию, в первое время проявлял отцовские аппетиты. Коллекцию брендов пополнили Residence Inn, сеть экономкласса Fairfield Inn и сеть отелей класса люкс Marriott Suites. А в 1988 году корпорация добралась и до Восточной Европы: в Варшаве открылся 500-й Marriott.
Но экспансия не могла продолжаться вечно. Marriott, стремившаяся охватить как можно больше направлений бизнеса и владеть как можно большим числом отелей, оказалась в долгах. Новые гостиницы строились на кредиты, а налоговая реформа администрации Рональда Рейгана в 1986-м существенно повысила налоговое бремя для компании.
Джону-младшему пришлось на время забыть об управленческих методах своего отца. Marriott требовался «капитальный ремонт», которым и занялся сын. В 1989 году было объявлено о реструктуризации.
Marriott начала избавляться от всего лишнего. Лишним признали, так сказать, корни. Были проданы подразделение, занимавшееся доставкой еды в самолеты и ресторанный бизнес. В 1993 году корпорация разделилась на две компании: Marriott International и Host Marriott Corporation. Первая занимается исключительно развитием сети отелей, а вторая — дополнительными услугами для гостей. На вторую компанию была переписана и большая часть долга корпорации — $2,9 млрд из $3,4 млрд.
Реструктуризация помогла Marriott вернуться к прибыльности и продолжить свой экспансионистский поход. В 1995 году коллекцию брендов пополнила сеть Ritz-Carlton, а еще через пару лет была выкуплена и Renaissance Hotel Group. В 2016-м коллекцию пополнили бренды Starwood — Sheraton, Le Meridien, Westin, St Regis и другие.
Сейчас Marriott International — это более 7 тыс. гостиниц по всей планете. По количеству номеров (более 1,4 млн) она занимает первое место в мире.
Что же до семьи Мэрриотт, то время ее безраздельного правления подошло к концу в 2012 году, когда Арне Соренсон стал третьим генеральным директором компании и первым, не носившим фамилию Мэрриотт. После его смерти в 2021-м этот пост занял Энтони Капуано. Правда, окончательно с семейными традициями в компании не рвут: пост председателя правления Marriott International занимает Дэвид Мэрриотт, сын ушедшего на покой Джона-младшего.