Лизинг развернулся к Азии

Финансы

Рынок лизинга Петербурга постепенно адаптируется к структурным изменениям экономики. Европейских производителей в портфелях компаний заменяют азиатские. С июля число сделок начало расти, но проблема дефицита оборудования сохраняется.

Проблемы с поставками отмечаются не только среди легковых и грузовых авто, но и в лизинге оборудования, а также строительной спецтехники, то есть, по сути, в тех сегментах, где преобладали европейские марки

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Рынок лизинга Петербурга в текущем году развивается более уверенно, чем федеральный. Объем нового лизингового бизнеса в Петербурге по итогам первого полугодия 2022 составил 76,1 млрд рублей, показав падение на 1,8%, подсчитали в агентстве «Эксперт РА», тогда как в целом по РФ сокращение составило 19% (770 млрд рублей). Петербургский рынок, таким образом, развивается более уверенно, чем федеральный. Доля Санкт-Петербурга в объеме нового бизнеса в первом полугодии 2022 выросла с 8 до 10,5%.

Как отмечает директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина, основной вызов, с которым пришлось столкнуться компаниям,— это дефицит предметов лизинга, вызванный санкциями и нарушениями в логистических цепочках. Проблемы с поставками отмечаются не только среди легковых и грузовых авто, но и в лизинге оборудования, а также строительной спецтехники, то есть, по сути, в тех сегментах, где преобладали европейские марки.

«Сейчас мы видим, как все большее число игроков начинают выстраивать новые партнерские отношения  преимущественно с азиатскими марками, расширяя свои портфели брендов. В настоящее время заметно увеличился объем поставок лизингового имущества преимущественно из таких стран, как Белоруссия, Китай, Казахстан»,— говорит госпожа Советкина.

Непростая адаптация

Первое полугодие стало временем адаптации к новым вызовам и условиям, и рынок ожидаемо просел. Как отмечает руководитель дивизиона «Санкт-Петербург» ООО «Балтийский лизинг» Андрей Бугров, компании были вынуждены менять поставщиков, знакомиться с новыми брендами. Ситуацию усугубил дефицит автомобилей, к которому прибавился дефицит спецтехники и оборудования. Восстановление, по словам господина Бугрова, началось в июне, снижение одних сегментов частично компенсировалось ростом других.

Большое влияние на рынок также оказало ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ. В конце февраля ставки заимствований сильно выросли, как и цены на оборудование, финансирование было ограничено, многие лизинговые игроки приостановили деятельность, говорит Гурам Кудрявцев, генеральный директор «Росбанк Лизинга». После снижения ключевой ставки, стабилизации курсов, налаживания части поставок спрос на финансирование поставок предметов лизинга возобновился.

«Сейчас проблем с ликвидностью у лизинговых компаний нет, ставки по лизингу находятся на уровне или даже ниже уровней начала 2022 года. Спрос ограничен наличием нужных активов, частично это компенсируется интересом к финансированию бывшей в употреблении техники или уже имеющихся в собственности компаний основных средств»,— говорит господин Кудрявцев.

По данным «Эксперт РА», средняя доля лизинга подержанных оборудования и техники в новом бизнесе выросла за полугодие с 14 до 20%, доля возвратного лизинга — с 3 до 6%. Зоя Советкина считает, что в условиях дефицита техники эта тенденция, вероятно, будет проявляться и дальше.

Новый портфель

Розничный сегмент лизинга по итогам первого полугодия 2022 года снизился на 15%, а корпоративный на 30%, отмечается в исследовании «Эксперт РА». Корпоративный сегмент упал на фоне сокращения сделок с морскими и речными судами на 94% и авиатранспорта на 14% из ограничений стран ЕС, а лизинг железнодорожной техники, напротив, увеличился на 7% на фоне переориентации экспортных потоков, поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Уход большой семерки (Man, Volvo, Mercedes, DAF, Scania, Renault, Iveco) постепенно удается заменить на российские, белорусские и китайские авто, говорит аналитик. Основная доля приходится на грузовики и самосвалы, так как строительный сектор экономики поддерживается со стороны государства, добавляет он.

Огромной сложностью, по словам господина Чернова, стали ограничения стран ЕС и США на лизинг самолетов, их страхование, техническое обслуживание. Эту проблему российским компаниям полностью решить еще не удалось. Падение товарооборота со странами Прибалтики привело к снижению объемов лизинга морского транспорта, добавляет аналитик.

Замещение ушедшей техники новыми производителями, в первую очередь из Китая, поддержало спрос, но с отложенным эффектом, отмечает Руслан Моллаев, региональный директор по СЗФО компании «Интерлизинг». Хотя глобально спрос не изменился: это по-прежнему грузовые и легковые автомобили, спецтехника и оборудование. По итогам девяти месяцев 2022 года отставание «Интерлизинга» от показателей 2021 года составляет 15%, но в конце года компания надеется прирасти на 15–20%, говорит господин Моллаев.

Впрочем, с китайским обслуживанием пока не все идеально: недостаточно широкая сеть сервисов, не хватает поддержки, указывает господин Кудрявцев. Приходится обращаться к отечественным производителям и импортерам из «дружественных стран». В некоторых случаях это создает очереди на услуги по изготовлению и поставке популярных позиций среди аналогов (например, КамАЗы и китайская техника). Часть компаний-клиентов пока отказалась от планов по обновлению основных средств и предпочитает ремонтировать и использовать текущие активы.

Тем не менее есть и позитивные примеры. В частности, господин Кудрявцев отмечает успешный опыт локализации высокотехнологичного производства в станкостроении на Северо-Западе. Росбанк сотрудничает с «НПК Морсвязьавтоматика» (владелец товарного знака Unimach), российским производителем высокоточного хайтек-оборудования для обработки металла с производственными мощностями в Санкт-Петербурге.

«В городе также традиционно развит логистический кластер. Уход из РФ крупнейших логистических компаний практически "оголил" рынок контейнеров, и эту нишу быстро заполняют петербургские игроки. Восстановление рынка перевозок обнажило интерес к покупкам вагонов, и в портфеле "Росбанк Лизинга" появилось несколько новых компаний из Петербурга»,— рассказывает господин Кудрявцев. В целом по итогам первого полугодия объем финансирования по совместной программе с банком вырос более чем в два раза, добавляет он.

В «Балтийском лизинге» в Санкт-Петербурге в первом полугодии выросла доля деревообрабатывающего (на 71%) и полиграфического (на 34%) оборудования. При этом сократились сегменты легкового транспорта и спецтехники. Но летом спрос на машины и спецтехнику начал восстанавливаться, говорит господин Бугров.

Автолизинг по-китайски

Наиболее значительно доля китайских брендов увеличилась в автолизинге. Процесс замещения европейского автотранспорта и техники китайскими моделями начался еще в 2020 году, и на сегодняшний день рынок практически полностью перестроился, доля китайских марок во всех сегментах значительно выросла, сообщили в пресс-службе ЛК «Европлан». Китайские марки (Haval) даже были включены в льготную программу автолизинга Минпромторга.

В «ВТБ Лизинге» за восемь месяцев 2022 года доля легковых китайских марок в соответствующем новом бизнесе выросла с 2 до 10%, грузовых машин — с 5 до 20%, спецтехники — с 34% до 50%, рассказывает директор по продажам продуктов автолизинга «ВТБ Лизинга» Артем Киселев. Китайские автопроизводители начали поддерживать свое присутствие на российском рынке собственными импортерами, формировать дилерскую и обслуживающую сеть.

По данным аналитического агентства «Автостат», доля продаж новых легковых автомобилей китайских марок в январе — феврале 2022 составляла 9%, в июле — августе уже 25%. При этом совокупная доля корейских, европейских, японских марок снизилась относительно аналогичного периода на 31%. По мнению господина Моллаева, на конец 2022 года доля китайских производителей легкового транспорта будет составлять не менее 35%.

Аналогичный тренд в сегменте грузового транспорта, где за семь месяцев было продано в 2,2 рада больше новых китайских грузовиков. Общий рынок за этот период сократился на 21%, а доля китайских моделей выросла с 7% до 20%.

Рост нового бизнеса в сфере лизинга будет связан с сегментами, которые имеют наибольший потенциал развития в текущих условиях: перевозки, промышленное оборудование в рамках программ импортозамещения, оборудование для пищевой и медицинской промышленности, считает вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации и банкротству Владимир Кузнецов. Он добавляет, что, хотя в текущих условиях лизинговый рынок испытывает существенные трудности, говорить о грядущих банкротствах пока не приходится.

Рынок будет продолжать восстановление за счет низкой стоимости лизинга, роста доли отечественного оборудования и аналогов из «дружественных стран», считает господин  Кудрявцев. Основным продуктом в условиях дефицита активов станет возвратный лизинг или рефинансирование существующих активов. Маловероятно, что рынок достигнет результатов рекордного 2021 года, но процент падения может смягчиться на 15–20%, добавляет он.

«Поддержку сегментам оказывают государственные программы. Работа в рамках инфраструктурных проектов является драйвером для развития лизинга строительной и дорожно-строительной техники, а программа льготного лизинга от Минпромторга — стимулом к покупке автомобилей. В дальнейшем положительное влияние на спрос и поддержку может оказать увеличение китайских брендов, а в сегменте лизинга железнодорожной техники — рост контейнерных перевозок»,— заключает госпожа Советкина.

Виктория Алейникова

Вся лента