Город профессиональной силы

Кадры

Реставраторы — специалисты тонкой настройки, как и объекты с которыми им приходится работать. Сегодня в их подготовке играют роль не только нюансы образовательной программы, но даже и регион, в котором учится будущий реставратор.

В каждом регионе традиции обучения реставраторов опираются на особенности местной архитектуры

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

В любых работах на объектах исторического и культурного наследия задействованы не только архитекторы-реставраторы, разрабатывающие проекты, но и другие сотрудники. Это и инженеры-технологи, и специалисты по конкретным видам работ (реставрации камня, бронзы, чугуна, фресок, живописи) — всего около 45 профессий.

Петербургская школа реставраторов сформировалась в период после окончания Великой Отечественной войны и отличается высоким уровнем мастерства. Сегодня в городе специалистов по реставрации готовят средние профессиональные и высшие учебные заведения. Реставраторов произведений из дерева, реставраторов лепного декора и декоративных штукатурок, реставраторов декоративно-художественных покрасок обучают в Реставрационном колледже «Кировский» и Реставрационно-художественном колледже. Архитекторов-реставраторов — в Академии художеств им. Репина и Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете. Реставраторов живописи и реставраторов декоративно-прикладного искусства — в художественном училище им. Рериха, Академии художеств им. Репина, Художественно-промышленной академии им. Штиглица, Реставрационно-художественном колледже, Реставрационно-строительном институте, «Полярной академии» Гидрометеорологического университета, Санкт-Петербургском государственном университете и Институте культуры. Реставраторов кинофотодокументов — в Институте кино и телевидения.

Интересно, что в каждом регионе традиции обучения реставраторов опираются на особенности местной архитектуры. «Поэтому нельзя взять и подготовить в Москве специалистов на всю страну. Соответственно, там, где подобные направления подготовки закрыли, очевидна тенденция к деградации местных культурно-исторических памятников, даже если они расположены в очень популярных туристических мечтах»,— поясняет Сергей Семенцов, заведующий кафедрой архитектурного и градостроительного наследия СПБГАСУ.

Дефицит специалистов

Что касается потребности рынка в реставраторах, то, как отмечает, Нина Шангина, председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга, реставрационные колледжи ежегодно набирают на обучение по направлению «Реставратор строительный» («Реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий, реставратор декоративно-художественных покрасок») 175 человек на три учебные площадки. До выпуска доходит около 120 человек. В профессии остается в лучшем случае 15–20. «Во-первых, молодежь в процессе обучения и первых лет работы сталкивается с реалиями профессии (работа на высоте, тяжелый физический труд, работа с химическими реагентами). Не каждый может трудиться в таких условиях. Во-вторых, реставратор, который работает на памятниках архитектуры, находится в прямой зависимости от сезонности работ. Работы на фасадах возможны только в теплое время года — с апреля по октябрь. Поэтому молодые реставраторы часто переходят в строительство, там можно работать без вынужденных перерывов. Обратно в реставрацию они, как правило, уже не возвращаются. Таким образом, специалистов хватает рынку, другой вопрос — хватает ли самого рынка для молодых специалистов»,— поясняет она.

По словам Надежды Окуловой, заместителя заведующего кафедрой архитектурного и градостроительного наследия СПБГАСУ, архитекторов-реставраторов, которые впоследствии могут разрабатывать и руководить проектами реставрации, в Петербурге выпускается 60–90 человек в год. С точки зрения запросов рынка формально этого может быть достаточно. Однако важно принимать во внимание, что существенная часть выпускников выбирает непрофильную профессиональную деятельность или профессиональную деятельность в смежных областях, что провоцирует нехватку компетентных специалистов, которая сейчас достигла весьма серьезного уровня.

При этом, по словам Сергея Семенцова, в Северо-Западном регионе очень разнообразное архитектурное наследие. В Петербурге — особая уникальная система зданий и отделки. В пригородах (например, в Тихвине) — зона деревянной застройки. В Старой Ладоге и Копорье — древняя каменная русская архитектура. Поэтому здесь нужно готовить специалистов в области реставрации по всем 45 специальностям. «В целом в нашем регионе около 15 тыс. памятников. Шаг между реставрациями каждого из них составляет 20–25 лет. Соответственно, каждый год надо начинать или заканчивать реставрацию приблизительно на 600 объектах. Оптимальный вариант, если каждый памятник ведет группа под руководством одного архитектора-реставратора. Учитывая, что фактически мы не можем приглашать специалистов из других регионов, это зачастую становится непосильной задачей»,— добавляет он.

Проблемы подготовки

Определенный дефицит реставраторов — не единственная сложность для Петербурга. По мнению экспертов, одна из главных проблем — почти утраченная система наставничества. В советское время работа молодого специалиста с наставником, передающим ему свой опыт, была обязательной составляющей всех реставрационных мастерских. Дополнительное обучение шло фактически без отрыва от производства. Сейчас эту модель в условиях коммерческих организаций и существующего законодательства реализовать, к сожалению, невозможно. Однолетние госконтракты не позволяют реставрационным компаниям выполнять долгосрочное планирование. И в первую очередь это касается штата организации.

Еще одна проблема, по словам госпожи Окуловой,— нехватка компетентных кадров в вузах и профильной литературы. «Даже если готовятся научные труды, которые полезны в образовательном процессе, то финансовых возможностей для их массового выпуска в образовательных целях нет»,— поясняет она.

«Кроме того, из-за своей загруженности архитекторы-реставраторы и специалисты других направлений часто просто не в состоянии сесть и написать учебник, пособие или пойти преподавать. Конечно, они встречаются со студентами на конференциях, но ведь этого недостаточно, нужна единая мощная информационная база»,— добавляет господин Семенцов.

Эксперты уверены, что нужно вносить изменения в программы обучения. «Сейчас, чтобы быть успешным реставратором, необходимо не только блестяще владеть профильным ремеслом, но и отлично разбираться в химии, физике, технологии, экологии, экономике, истории, а иногда и в юриспруденции, и в программировании. И ежедневно обновлять свои знания»,— подчеркивает госпожа Шангина.

По словам господина Семенцова, архитекторам-реставраторам за тот же срок надо вложить в голову в два-три раза больше информации, чем обычным архитекторам. «Если памятник отреставрировать, но не эксплуатировать после этого, то спустя двадцать  лет он просто разрушится. Это значит, что на стадии разработки проекта архитектор-реставратор должен продумать вариант его дальнейшего использования. Причем в рамках действующего законодательства — когда исторические лестницы и помещения не отвечают современным требованиям к их габаритам, и нужно прокладывать инженерные сети. Исходя из этого каждый архитектор-реставратор должен быть максимально погружен в исторический контекст, касающийся не только конкретного здания, но и архитектуры той эпохи, а также досконально знать современные требования к возводимым сооружениям»,— поясняет эксперт.

Как отмечает госпожа Окулова, содержание и требования к образовательным программам для тех же архитекторов-реставраторов сегодня действительно более мягкие, чем требуется. Это объясняется тем, что требования к стандартам в современной архитектуре и строительстве существенно менее жесткие, чем к реставрации архитектурного наследия. Однако в рамках подготовки реставраторов подход смягчения требований к образовательным стандартам недопустим.

Помимо корректировки программ, важно также нарастить объемы подготовки специалистов на бюджетной основе. «На бюджетные места по специальности архитектора-реставратора сегодня огромный конкурс. При этом не у всех есть возможность учиться за свой счет»,— говорит господин Семенцов.

Наконец, по словам экспертов, для развития образовательного рынка по направлению реставрации и реконструкции архитектурного наследия в перспективе важно грамотно выстроить взаимодействия между вузом и профильными организациями-работодателями.

Антонина Егорова

Вся лента