«Личность необычайного темперамента»
Петр Воронков — о путешествиях Федора Толстого
Обозреватель “Ъ FM” Петр Воронков рассказывает, как аристократ плавал вместе с Иваном Крузенштерном, купил обезьяну, а также чуть не вышел на дуэль с Александром Пушкиным.
Сегодня турне по следам человека, угнаться за которым в реальности было бы совсем не просто. Личность необычайного темперамента, дуэлянт, путешественник, картежник, ловелас, да еще и двоюродный дядюшка литературной нашей глыбы — Федор Иванович Толстой.
Похоже, что в кругосветное плавание под командованием Ивана Крузенштерна он попал случайно, то есть кто-то помог ему скрыться таким образом от последствий очередной дуэли. В путешествии забавлял всю команду и был постоянной головной болью для капитана. Однажды напоил судового батюшку и приклеил его бороду к палубе, да так, что волосы пришлось отрезать под корень. На одном из островов Индонезии приобрел орангутанга, тот стал любимцем матросов и очередной проблемой капитана — залил чернилами корабельную документацию. В общем, терпение Крузенштерна лопнуло, и на Камчатке он ссадил на берег и Толстого, и обезьяну.
А дальше начинается полоса предположений, фантазий и сплетен. Кто-то то ли в шутку, то ли всерьез утверждал, что он сожительствовал с орангутангом, кто говорил, что он его съел. Сам Толстой потом рассказывал, что он перебрался на Алеутские острова, путешествовал по Русской Америке, а аборигены предлагали ему стать их королем. Тело его украшали многочисленные татуировки, которые он с удовольствием демонстрировал. На телегах, санях, пешком он добрался из Петропавловска до Санкт-Петербурга, обзавелся прозвищем «американец» и готов был сутками рассказывать о своих приключениях.
Он был знаком и дружен со всеми известными личностями своего времени. Хотя с Александром Пушкиным поначалу чуть было не случилась дуэль, и только позже они подружились. Женат он был на цыганке Авдотье Максимовне Тугаевой. Однажды она спасла его от позора — заплатила карточный долг — и он женился. Авдотья родила ему 12 детей, из которых 11 до совершеннолетья не дожили. Он считал это карой божьей, так как 11 человек он убил на дуэли.