Специальная военная постановка
В Воронеже и Липецке показали спектакль с участниками боевых действий
Воронеж и Липецк с гастролями посетил луганский «интерактивный патриотический кинотеатрализованный шоу-проект» «Vежливые люди» о специальной военной операции на Украине. Его создали и представляют участники боевых действий. В спектакле совмещены снятые на месте боев киноэпизоды, «живые» сцены и исполнение песен ансамбля «Новороссия». Во фронтовую атмосферу погрузился корреспондент «Ъ-Черноземье» Александр Прытков.
Гастроли спектакля «Vежливые люди» прошли в Воронеже и Липецке 28 и 31 октября. «Интерактивный патриотический кинотеатрализованный шоу-проект» военного ансамбля второго армейского корпуса Луганской Народной Республики (ЛНР) был создан при поддержке президентского Фонда культурных инициатив. Фонд, по его данным, выделил на реализацию 10,1 млн руб., еще 5 млн пришлось на софинансирование. Средства на проект также в 2021 году собирали на краудфандинговой платформе Planeta.ru, но из 850 тыс. руб. была собрана только 1,2 тыс.
Билетов на спектакль в свободной продаже не было. Руководитель ансамбля и продюсер проекта Роман Разум рассказал, что на показ собирают «не простых людей, а тех, кто реально переживает за ситуацию»: «Это настоящие патриоты, которые потом выйдут и расскажут другим». На представлении в Воронеже корреспондент «Ъ-Черноземье» в числе зрителей видел участников специальной военной операции, курсантов различных силовых ведомств, членов всероссийского детско-юношеского движения «Юнармия».
Роман Разум подчеркнул, что почти все создатели и участники спектакля являются ветеранами боевых действий. «Я сам эстрадный певец, окончил Киевский институт культуры, в 2014 году вернулся в Луганск, служил во второй гвардейской мотострелковой бригаде и отдавал себя ради воссоединения с великой Россией. С 24 февраля по лето мы активно освобождали ЛНР, а летом взялись за творчество. Участники спектакля сейчас откреплены к моей работе, а после гастролей могут вернуться в зону специальной военной операции»,— рассказал он.
Сам проект совмещает в себе кино, театр и музыку по довольно простой структуре. Сначала зрителей вводят в курс дела с помощью специально снятых игровых эпизодов — то в генштабе России обсуждают, как еще после Великой Отечественной войны западные спецслужбы разработали операцию «Аэродинамик» по поддержанию националистических настроений на территории Украины, то происходят столкновения российских и украинских войск, то военные сцены сменяются задушевными разговорами раненых бойцов.
Киноэпизоды перемежаются театральными сценами, в которых участвуют те же артисты, что ранее были на экране. Вот украинцы берут в заложники зал и расправляются с подсадными зрителями, русский спецназ обезвреживает заминированное здание. Для большей эффектности то и дело идет стрельба из настоящего, но охолощенного оружия.
Затем Роман Разум поет новые патриотические и военные песни («И снова танки горят, а я пустой, брат, прикрой!») в рок-аранжировках ансамбля «Новороссия». В это же время на заднем фоне показывают уже не постановочную военную хронику — с 2014 года до времен спецоперации — и портреты солдат. Некоторым песням в зале даже подпевали: например, широкую известность получила версия композиции «Победа за нами» в дуэте с певцом и депутатом Госдумы Денисом Майдановым. После музыкального номера история повторяется — фильм, театр, концерт. Иногда после киноэпизода может быть исполнение песни, а уже потом «живая» сцена.
Сюжет вертится вокруг противостояния двух спецгрупп — украинской и российской, тех самых «вежливых людей». Украинцы получают задание, например, уничтожить биолаборатории или заминировать завод минеральных удобрений «Азот», русские в свою очередь им в этом мешают. Не обошлось здесь и без классических для боевиков эпизодов: в кадре горит человек, а бомбу обезвреживают на последних секундах. Для большей достоверности играющие противников участники ходят в реальной военной форме, «снятой с пленных укронацистов».
При этом сценарий подан в духе военного времени — прямо в лоб, слегка карикатурно и с ноткой пропаганды. Обсуждения в генштабе России больше напоминают уроки политинформации. Задания украинская спецгруппа получает непременно от американских кураторов, а на звонке у ее командира стоят гимны третьего рейха. В разбомбленной квартире где-то на Донбассе умирает бабушка, вспоминающая, как после Великой Отечественной невредимым приехал отец и по-украински говорил, что больше фашистов не будет. А после смерти показанное ранее число погибших от действий украинцев мирных жителей увеличивается на единицу.
По замыслу Романа Разума, проект призван объяснить, почему уже восемь лет на Донбассе «идет война» и почему «обычные люди взяли оружие в руки и пошли защищать нашу родину». Продюсер отметил и необходимость таких проектов в период завершившейся частичной мобилизации: «Надо показать молодежи важность специальной военной операции, того, насколько жесток враг и почему нужно сплотиться и обязательно победить».
В Черноземье гастроли также состоятся в Орле. Показ запланирован на 2 ноября.
Воронежский театр поднял украино-российскую тематику
Связанную с Украиной тему на минувшей неделе поддержал воронежский драмтеатр имени Кольцова. В театре в очередной раз прошел семинар-лаборатория СИТО — «Современное исследование театральных объектов». В его рамках молодые приглашенные режиссеры ставят эскизы современных пьес, и что-то потом может дорасти до полноценного репертуарного спектакля.
В этот раз среди работ оказалась пьеса Аси Волошиной 2019 года «Подтвердите, что вы человек». По сюжету не видевшиеся несколько лет три сестры съезжаются в западноукраинскую деревню на похороны матери. Одна героиня работает в Москве где-то в околокремлевских кругах, вторая лечит воюющих в зоне антитеррористической операции (так Украина определяла неконтролируемые ею территории ДНР и ЛНР до начала российской спецоперации) украинских солдат, а третья пытается закрепиться в Европе.
Как отметили в театре, по задумке автора, «пьеса не несет оценочных суждений и не вязнет в политике, а фокусируется на более личных и глубоких структурах». Режиссер Ирина Дремова поставила эскиз длительностью менее часа и в этот хронометраж уместила лишь несколько линий, в основном сосредоточившихся на эмоциях героинь после похорон и взаимоотношениях сестер. Будет ли этот эскиз доработан до спектакля, пока неизвестно.