Утонул в деньгах: как «Титаник» стал самым кассовым фильмом своего времени

25 лет назад состоялся предпремьерный показ картины

Продюсеры и пресса предрекали «Титанику» Джеймса Кэмерона судьбу одноименного корабля. Вопреки этому фильм собрал в прокате рекордные $1,8 млрд.

Кейт Уинслет, Леонардо Ди Каприо и Джеймс Кэмерон во время съемок водных сцен

Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP

«Не имею права ни в чем схалтурить»

Режиссер Джеймс Кэмерон задумался о создании масштабного фильма об известной катастрофе за десять лет до его премьеры, посмотрев на телеканале National Geographic документальный фильм о «Титанике». В 1994 году Кэмерон, уже прославившийся как режиссер «Терминатора», написал сценарий будущей ленты и предложил кинокомпании 20th Century Fox, описав его как «Ромео и Джульетта на "Титанике"».

Продюсеры сомневались в успехе тривиальной любовной истории, наложенной на историческое событие. Однако кинокомпания, планировавшая долгосрочные отношения с Кэмероном, дала зеленый свет. Режиссер получил на стартовые расходы $3 млн.

Для плодотворного изучения затонувшего лайнера на дне океана, Джеймс Кэмерон воссоздал его модель

Фото: Reuters

Производство началось в 1995 году с 12 подводных экспедиций к обломкам корабля, в которых Кэмерон участвовал лично. Съемки проводились с помощью российских батискафов «Мир-1» и «Мир-2». Они базировались на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш», позднее также задействованном в фильме. Для съемок экстерьера и интерьера затонувшего судна была разработана специальная система подводных камер.

Носовая часть «Титаника» и глубоководное научно-исследовательское судно «Мир-1»

Фото: CBS / Getty Images

Работавший с Кэмероном гидронавт Евгений Черняев отмечал бескомпромиссный подход режиссера: «Если техники не было, то он платил фирме Sony. Он хотел стереосъемку — поставить в один бокс две камеры, и ему надо было сделать их в два раза тоньше. Он запросил Sony. Те сказали, мы можем это сделать, но для этого надо заплатить не $250 тыс. за каждую камеру, а $1 млн. Он сказал: "Да, я готов платить!"».

Впоследствии Кэмерон часто вспоминал подводные исследования лайнера: «После того как я увидел обломки настоящего "Титаника", мне стало ясно, что я не имею права ни в чем схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съемки, я попросил всех собраться на палубе… Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу лайнера, и мы спустили на воду венок, на котором написали: "Памяти пассажиров и экипажа «Титаника»". Наш фильм — кинематографический венок этим людям».

Члены съемочной группы помогают Джеймсу Кэмерону (в центре) спуститься в аппарат «Мир-1»

Фото: Walt Disney / Everett Collection / East News

«Самый страшный человек в Голливуде»

Вернувшись в США, Кэмерон показал отснятый материал продюсерам и в сентябре 1996 года приступил к основным съемкам. Начальный бюджет фильма тогда составлял $110 млн.

На мексиканском побережье была построена специальная студия, где в водах огромного бассейна соорудили макет лайнера почти в натуральную величину (231 м). Чертежи предоставила судостроительная верфь Harland and Wolff — та же, что спускала на воду «Титаник» в 1912 году. Всего для съемок было создано четыре копии корабля, самая маленькая в длину составляла 7 м.

Съемки общих планов «Титаника» в открытом океане производились с помощью 45-футовой модели корабля, которую снимали маленькой цифровой камерой

Фото: 20TH Century Fox / Collection ChristopheL / AFP

В целях экономии нос лайнера не был построен — его дорисовывали с помощью компьютерной графики. Самая известная сцена фильма с участием исполнивших главные роли Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет снималась в студии.

Джеймс Кэмерон об обреченности героя Ди Каприо: «Если бы он выжил, концовка потеряла бы смысл»

Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP

Для Кэмерона была важна максимальная историческая достоверность: практически все декорации и интерьер — от люстр до столовых приборов — были воссозданы по архивным эскизам компаний, участвовавших в создании антуража оригинального лайнера.

«Я был на седьмом небе от счастья, когда впервые прошелся по моему "Титанику" и ощутил себя путешественником во времени»,— вспоминал режиссер.

Джеймс Кэмерон нанимал искусствоведов и художников для восстановления интерьера корабля

Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP

На съемочной площадке он получил репутацию «бескомпромиссного перфекциониста» и «самого страшного человека в Голливуде»: Кэмерон принимал участие во всех этапах производства — от подбора актеров до выбора оригинального саундтрека. Известно, что на роль Джека Доусона пробовались Мэттью Макконахи, Том Круз и Джаред Лето.

Во время работы над сценарием Джеймс Кэмерон настаивал, чтобы главные герои Джек и Роза были вымышленными персонажами. Лишь после того, как работа над сценарием была завершена, Джеймс узнал, что на борту «Титаника» был пассажир Дж. Доусон

Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP

Для создания спецэффектов режиссер пригласил 17 студий, ведущей стала его собственная — Digital Domain. Съемки массовых сцен, в том числе крушения, стали возможными благодаря набирающей в то время популярность новейшей технологии «захвата движения».

Съемки сцены крушения

Фото: 20th Century Studios

«Мы держались только на вере в нашу картину»

В какой-то момент затраты на производство столь масштабного проекта начали расти, и Кэмерону пришлось отказаться от своего гонорара, чтобы доснять фильм. Финальный бюджет в $200 млн стал рекордным для того времени.

Для съемок сцены, в которой вода впервые проникает внутрь корабля, было запланировано 40 тыс. галлонов воды. Этого оказалось недостаточно, и Кэмерон попросил увеличить количество галлонов в 3 раза, после чего потребовалось переделать часть декораций, не выдержавших дополнительного веса

Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP

Картина стоила в несколько раз больше, чем все номинанты на премию «Оскар» 1997 года и дороже постройки самого оригинального лайнера 1912 года. В современном пересчете строительство «Титаника» обошлось в $112 млн.

Чтобы снять сцену погружения передней части лайнера, пришлось разобрать построенную модель в натуральную величину и поместить ее в резервуар глубиной 40 футов. Съемки эпизода проводились без репетиции

Фото: Denis Poroy / AP

Продюсер Paramount (компания, согласившаяся разделить затраты с 20th Century Fox) Шерри Лансинг рассказывала, что Кэмерона называли безумцем, который требовал по тем временам невозможного: детального воспроизведения на экране реалистичных костюмов и интерьеров с правдоподобной компьютерной графикой.

Паника продюсеров по поводу неокупаемости фильма подогревалась отсутствием в актерском составе суперзвезд (всемирная слава к Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет пришла после «Титаника») и хеппи-энда. Рискованными выглядели также невозможность создания продолжения и более чем трехчасовая длительность ленты.

Кроме того, фильм не удалось подготовить к намеченному на июль 1997 года сроку выхода на экраны. Его мировая премьера состоялась лишь в декабре.

Джеймс Кэмерон во время съемки затопления корабля

Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP

Завершение съемок и подготовку к прокату Кэмерон называл самыми неприятными воспоминаниями во всем кинопроизводстве: «Мне тогда казалось, что все против нас ополчились. Пресса называла нас величайшими идиотами в голливудской истории и предсказывала нам катастрофический провал. Мы держались только на вере в нашу картину».

«Статус культурной иконы»

Несмотря на все опасения и сравнения судьбы «Титаника» Кэмерона с судьбой одноименного корабля, фильм стал хитом. При затратах в $200 млн он принес в три раза больше только в США, вернув моду на высокобюджетные кинопроекты. С первоначальной кассой в $1,84 млрд картина была абсолютным рекордсменом по сборам, пока ее рекорд в 2009 году не побил другой фильм Кэмерона — «Аватар» с кассой в $1,96 млрд.

Картина поставила рекорд длительности проката — 281 дня На фото:Рекламный щит фильма у китайского театра Граумана в Лос-Анджелесе перед премьерой

Фото: Reuters

Критики и пресса ставили «Титаник» в один ряд с голливудской классикой — «Унесенными ветром» (1939), утверждая, что ничего более значительного не было снято за последние 50 лет. Составляющими успеха называли синтез технической стороны фильма и химию актерского дуэта Ди Каприо и Уинслет.

«Кейт мы наняли первой, так что, подбирая Джека, мы искали парня, который сыграется с Уинслет. Баз Лурман прислал мне записи со съемочной площадки "Ромео и Джульетты", и я увидел, что Ди Каприо — замечательный, яркий актер. Так что я пригласил его на собеседование... как только Лео пришел, вокруг него тут же столпились все женщины, которые были в офисе... И я решил, что этот парень - мой главный кандидат»

Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP

Сам режиссер говорил: «В конечном счете наш фильм — не об океанском лайнере, не о богатых и бедных, не о Европе и Америке, а о молодости и надеждах, о любви и смерти, об отношениях между людьми и о смысле, который мы вкладываем в наши жизни. Эти вопросы волнуют всех людей независимо от их национальности, языка, культуры и возраста. Думаю, именно поэтому зрители всего мира с таким удовольствием смотрели "Титаник"».

Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо

Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP

Комментируя успех фильма, вице-председатель Paramount Pictures Роберт Фридман в интервью The New York Times сказал: «Есть такие редкие фильмы, которые в конечном итоге становятся особыми событиями. Когда люди начинают спрашивать друг друга: "Вы уже видели его?", он приобретает статус культурной иконы. Я думаю, это и происходит с "Титаником"».

В России премьера состоялась на два месяца позже мировой, в первую очередь — в Калининграде, на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» с участием самого режиссера. Как писал в дни выхода фильма “Ъ”, «оба "Титаника" — самые грандиозные в своих жанрах произведения рук человеческих. "Корабль мечты" — крупнейший из созданных людьми движущихся объектов, фильм Кэмерона — наиболее дорогая из голливудских картин. "Титаник" двенадцатого года — венец технической мысли начала века, "Титаник" девяносто седьмого — самый технологичный фильм конца тысячелетия».

Эффект намерзшего льда на одежде и волосах пассажиров достигался с помощью нанесения воска и специального порошка, который от соприкосновения с водой превращался в кристаллы. Пар изо рта добавлялся на компьютере

Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP

«Я король мира!»

Фильм был выдвинут на соискание кинопремии «Оскар» в 14 номинациях, получив 11 из них, включая награду «Лучший фильм», и став рекордсменом по числу «Оскаров» наряду с такими фильмами, как «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003). “Ъ” отмечал, что «в глубине души никто не сомневался, что именно Кэмерон будет таскать позолоченные статуэтки горстями и победоносно цитировать своего безвременно утонувшего героя: "Я король мира!"».

The Times: «Трудно забыть режиссера на сцене, ликующего, подбрасывающего в воздух золотую статуэтку "Оскар" и кричащего: "Я король мира!". Как все знали, это была самая известная фраза в "Титанике", которую воскликнул персонаж Леонардо Ди Каприо на носу обреченного корабля»

Фото: Reuters

В 2012 году, в год 100-летия катастрофы и 15-летия выпуска фильма, состоялась повторная премьера картины в формате 3D и IMAX 3D. Сегодня суммарные кассовые сборы фильма составляют $2,2 млрд — это третий самый прибыльный фильм в истории после картин «Мстители: Финал» (2019, $2,7 млрд) и «Аватар» (2009, $2,9 млрд).

Андрей Егупец

Фотогалерея

Первый и последний рейс: история «Титаника»

Смотреть

Вся лента