Утонул в деньгах: как «Титаник» стал самым кассовым фильмом своего времени
25 лет назад состоялся предпремьерный показ картины
Продюсеры и пресса предрекали «Титанику» Джеймса Кэмерона судьбу одноименного корабля. Вопреки этому фильм собрал в прокате рекордные $1,8 млрд.
Кейт Уинслет, Леонардо Ди Каприо и Джеймс Кэмерон во время съемок водных сцен
Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP
«Не имею права ни в чем схалтурить»
Режиссер Джеймс Кэмерон задумался о создании масштабного фильма об известной катастрофе за десять лет до его премьеры, посмотрев на телеканале National Geographic документальный фильм о «Титанике». В 1994 году Кэмерон, уже прославившийся как режиссер «Терминатора», написал сценарий будущей ленты и предложил кинокомпании 20th Century Fox, описав его как «Ромео и Джульетта на "Титанике"».
Продюсеры сомневались в успехе тривиальной любовной истории, наложенной на историческое событие. Однако кинокомпания, планировавшая долгосрочные отношения с Кэмероном, дала зеленый свет. Режиссер получил на стартовые расходы $3 млн.
Для плодотворного изучения затонувшего лайнера на дне океана, Джеймс Кэмерон воссоздал его модель
Фото: Reuters
Производство началось в 1995 году с 12 подводных экспедиций к обломкам корабля, в которых Кэмерон участвовал лично. Съемки проводились с помощью российских батискафов «Мир-1» и «Мир-2». Они базировались на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш», позднее также задействованном в фильме. Для съемок экстерьера и интерьера затонувшего судна была разработана специальная система подводных камер.
Носовая часть «Титаника» и глубоководное научно-исследовательское судно «Мир-1»
Фото: CBS / Getty Images
Работавший с Кэмероном гидронавт Евгений Черняев отмечал бескомпромиссный подход режиссера: «Если техники не было, то он платил фирме Sony. Он хотел стереосъемку — поставить в один бокс две камеры, и ему надо было сделать их в два раза тоньше. Он запросил Sony. Те сказали, мы можем это сделать, но для этого надо заплатить не $250 тыс. за каждую камеру, а $1 млн. Он сказал: "Да, я готов платить!"».
Впоследствии Кэмерон часто вспоминал подводные исследования лайнера: «После того как я увидел обломки настоящего "Титаника", мне стало ясно, что я не имею права ни в чем схалтурить. Когда мы с русскими закончили подводные съемки, я попросил всех собраться на палубе… Люди были предельно измотаны, но все собрались на носу лайнера, и мы спустили на воду венок, на котором написали: "Памяти пассажиров и экипажа «Титаника»". Наш фильм — кинематографический венок этим людям».
Члены съемочной группы помогают Джеймсу Кэмерону (в центре) спуститься в аппарат «Мир-1»
Фото: Walt Disney / Everett Collection / East News
«Самый страшный человек в Голливуде»
Вернувшись в США, Кэмерон показал отснятый материал продюсерам и в сентябре 1996 года приступил к основным съемкам. Начальный бюджет фильма тогда составлял $110 млн.
На мексиканском побережье была построена специальная студия, где в водах огромного бассейна соорудили макет лайнера почти в натуральную величину (231 м). Чертежи предоставила судостроительная верфь Harland and Wolff — та же, что спускала на воду «Титаник» в 1912 году. Всего для съемок было создано четыре копии корабля, самая маленькая в длину составляла 7 м.
Съемки общих планов «Титаника» в открытом океане производились с помощью 45-футовой модели корабля, которую снимали маленькой цифровой камерой
Фото: 20TH Century Fox / Collection ChristopheL / AFP
В целях экономии нос лайнера не был построен — его дорисовывали с помощью компьютерной графики. Самая известная сцена фильма с участием исполнивших главные роли Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет снималась в студии.
Джеймс Кэмерон об обреченности героя Ди Каприо: «Если бы он выжил, концовка потеряла бы смысл»
Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP
Для Кэмерона была важна максимальная историческая достоверность: практически все декорации и интерьер — от люстр до столовых приборов — были воссозданы по архивным эскизам компаний, участвовавших в создании антуража оригинального лайнера.
«Я был на седьмом небе от счастья, когда впервые прошелся по моему "Титанику" и ощутил себя путешественником во времени»,— вспоминал режиссер.
Джеймс Кэмерон нанимал искусствоведов и художников для восстановления интерьера корабля
Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP
На съемочной площадке он получил репутацию «бескомпромиссного перфекциониста» и «самого страшного человека в Голливуде»: Кэмерон принимал участие во всех этапах производства — от подбора актеров до выбора оригинального саундтрека. Известно, что на роль Джека Доусона пробовались Мэттью Макконахи, Том Круз и Джаред Лето.
Во время работы над сценарием Джеймс Кэмерон настаивал, чтобы главные герои Джек и Роза были вымышленными персонажами. Лишь после того, как работа над сценарием была завершена, Джеймс узнал, что на борту «Титаника» был пассажир Дж. Доусон
Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP
Для создания спецэффектов режиссер пригласил 17 студий, ведущей стала его собственная — Digital Domain. Съемки массовых сцен, в том числе крушения, стали возможными благодаря набирающей в то время популярность новейшей технологии «захвата движения».
Съемки сцены крушения
Фото: 20th Century Studios
«Мы держались только на вере в нашу картину»
В какой-то момент затраты на производство столь масштабного проекта начали расти, и Кэмерону пришлось отказаться от своего гонорара, чтобы доснять фильм. Финальный бюджет в $200 млн стал рекордным для того времени.
Для съемок сцены, в которой вода впервые проникает внутрь корабля, было запланировано 40 тыс. галлонов воды. Этого оказалось недостаточно, и Кэмерон попросил увеличить количество галлонов в 3 раза, после чего потребовалось переделать часть декораций, не выдержавших дополнительного веса
Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP
Картина стоила в несколько раз больше, чем все номинанты на премию «Оскар» 1997 года и дороже постройки самого оригинального лайнера 1912 года. В современном пересчете строительство «Титаника» обошлось в $112 млн.
Чтобы снять сцену погружения передней части лайнера, пришлось разобрать построенную модель в натуральную величину и поместить ее в резервуар глубиной 40 футов. Съемки эпизода проводились без репетиции
Фото: Denis Poroy / AP
Продюсер Paramount (компания, согласившаяся разделить затраты с 20th Century Fox) Шерри Лансинг рассказывала, что Кэмерона называли безумцем, который требовал по тем временам невозможного: детального воспроизведения на экране реалистичных костюмов и интерьеров с правдоподобной компьютерной графикой.
Паника продюсеров по поводу неокупаемости фильма подогревалась отсутствием в актерском составе суперзвезд (всемирная слава к Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет пришла после «Титаника») и хеппи-энда. Рискованными выглядели также невозможность создания продолжения и более чем трехчасовая длительность ленты.
Кроме того, фильм не удалось подготовить к намеченному на июль 1997 года сроку выхода на экраны. Его мировая премьера состоялась лишь в декабре.
Джеймс Кэмерон во время съемки затопления корабля
Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP
Завершение съемок и подготовку к прокату Кэмерон называл самыми неприятными воспоминаниями во всем кинопроизводстве: «Мне тогда казалось, что все против нас ополчились. Пресса называла нас величайшими идиотами в голливудской истории и предсказывала нам катастрофический провал. Мы держались только на вере в нашу картину».
«Статус культурной иконы»
Несмотря на все опасения и сравнения судьбы «Титаника» Кэмерона с судьбой одноименного корабля, фильм стал хитом. При затратах в $200 млн он принес в три раза больше только в США, вернув моду на высокобюджетные кинопроекты. С первоначальной кассой в $1,84 млрд картина была абсолютным рекордсменом по сборам, пока ее рекорд в 2009 году не побил другой фильм Кэмерона — «Аватар» с кассой в $1,96 млрд.
Картина поставила рекорд длительности проката — 281 дня
На фото:Рекламный щит фильма у китайского театра Граумана в Лос-Анджелесе перед премьерой
Фото: Reuters
Критики и пресса ставили «Титаник» в один ряд с голливудской классикой — «Унесенными ветром» (1939), утверждая, что ничего более значительного не было снято за последние 50 лет. Составляющими успеха называли синтез технической стороны фильма и химию актерского дуэта Ди Каприо и Уинслет.
«Кейт мы наняли первой, так что, подбирая Джека, мы искали парня, который сыграется с Уинслет. Баз Лурман прислал мне записи со съемочной площадки "Ромео и Джульетты", и я увидел, что Ди Каприо — замечательный, яркий актер. Так что я пригласил его на собеседование... как только Лео пришел, вокруг него тут же столпились все женщины, которые были в офисе... И я решил, что этот парень - мой главный кандидат»
Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP
Сам режиссер говорил: «В конечном счете наш фильм — не об океанском лайнере, не о богатых и бедных, не о Европе и Америке, а о молодости и надеждах, о любви и смерти, об отношениях между людьми и о смысле, который мы вкладываем в наши жизни. Эти вопросы волнуют всех людей независимо от их национальности, языка, культуры и возраста. Думаю, именно поэтому зрители всего мира с таким удовольствием смотрели "Титаник"».
Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо
Фото: Twentieth Century Fox / Paramount / Collection Christophel / AFP
Комментируя успех фильма, вице-председатель Paramount Pictures Роберт Фридман в интервью The New York Times сказал: «Есть такие редкие фильмы, которые в конечном итоге становятся особыми событиями. Когда люди начинают спрашивать друг друга: "Вы уже видели его?", он приобретает статус культурной иконы. Я думаю, это и происходит с "Титаником"».
В России премьера состоялась на два месяца позже мировой, в первую очередь — в Калининграде, на борту научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» с участием самого режиссера. Как писал в дни выхода фильма “Ъ”, «оба "Титаника" — самые грандиозные в своих жанрах произведения рук человеческих. "Корабль мечты" — крупнейший из созданных людьми движущихся объектов, фильм Кэмерона — наиболее дорогая из голливудских картин. "Титаник" двенадцатого года — венец технической мысли начала века, "Титаник" девяносто седьмого — самый технологичный фильм конца тысячелетия».
Эффект намерзшего льда на одежде и волосах пассажиров достигался с помощью нанесения воска и специального порошка, который от соприкосновения с водой превращался в кристаллы. Пар изо рта добавлялся на компьютере
Фото: Archives du 7eme Art / Photo12 / AFP
«Я король мира!»
Фильм был выдвинут на соискание кинопремии «Оскар» в 14 номинациях, получив 11 из них, включая награду «Лучший фильм», и став рекордсменом по числу «Оскаров» наряду с такими фильмами, как «Бен-Гур» (1959) и «Властелин колец: Возвращение короля» (2003). “Ъ” отмечал, что «в глубине души никто не сомневался, что именно Кэмерон будет таскать позолоченные статуэтки горстями и победоносно цитировать своего безвременно утонувшего героя: "Я король мира!"».
The Times: «Трудно забыть режиссера на сцене, ликующего, подбрасывающего в воздух золотую статуэтку "Оскар" и кричащего: "Я король мира!". Как все знали, это была самая известная фраза в "Титанике", которую воскликнул персонаж Леонардо Ди Каприо на носу обреченного корабля»
Фото: Reuters
В 2012 году, в год 100-летия катастрофы и 15-летия выпуска фильма, состоялась повторная премьера картины в формате 3D и IMAX 3D. Сегодня суммарные кассовые сборы фильма составляют $2,2 млрд — это третий самый прибыльный фильм в истории после картин «Мстители: Финал» (2019, $2,7 млрд) и «Аватар» (2009, $2,9 млрд).
Фотогалерея
Первый и последний рейс: история «Титаника»
31 марта 1909 года на судостроительной верфи «Харлэнд энд Вольф» в Белфасте началась закладка киля «Титаника». Владельцам верфи нужен был громкий знаковый проект, поэтому заказ на строительство самого крупного на тот момент в мире пассажирского лайнера стал для них удачей. Параллельно с «Титаником» на этой же верфи началось строительство корабля «Олимпик», так называемого брата-близнеца «Титаника»
Фото: Wikimedia
14 тыс. рабочих участвовали в строительстве «Титаника», проводя на верфи около 50 часов в неделю и получая за свой труд два фунта еженедельно (около 170 фунтов в нынешних ценах). Для одного только строительства корпуса было изготовлено вручную более 3 млн заклепок. Размеры суперкорабля в то время поражали: его длина составляла 269,1 метра, ширина — 28 метров, высота — 53,3 метра, что сопоставимо с размерами Тауэрского моста в Лондоне
Фото: Library of Congress
На борту «Титаника» находилось четыре ресторана, две парикмахерских, три галереи, две библиотеки, полностью оборудованные гимнастический зал и фотолаборатория, площадка для игры в сквош, а также плавательный бассейн, услугами которого, впрочем, могли воспользоваться только пассажиры первого класса
Фото: R. Welch
В 1898 году, за 14 лет до крушения «Титаника», Морган Роберсон написал роман «Тщетность», действие которого происходит на борту самого большого в мире пассажирского корабля, холодной апрельской ночью столкнувшегося с айсбергом в Атлантическом океане. Вымышленный корабль «Титан» и настоящий лайнер «Титаник» были похожи не только размерами и обстоятельствами гибели, но и оба считались «непотопляемыми»
Фото: Wikimedia
Многие пассажиры лайнера изначально не должны были путешествовать на «Титанике». Из-за разразившейся в то время забастовки шахтеров уголь стал настоящим дефицитом, что в свою очередь поставило под угрозу его первый рейс. Руководство компании «Уайт Стар Лайн», которой принадлежал легендарный корабль, приняло решение отменить запланированные рейсы лайнеров «Океаник» и «Адриатик», а всех пассажиров и запасы угля перенаправить на «Титаник»
Фото: Zuma Press / Kommersant Photo
Самый большой якорь корабля весил порядка 20 тонн. Для его транспортировки потребовалось 20 лошадей. Кроме того, на «Титанике» имелось 10 расположенных друг над другом палуб, двойное дно для дополнительной безопасности судна и 16 водонепроницаемых отсеков, что в то время стало настоящим прорывом в области кораблестроительства. При полном ходе лайнер мог разогнаться до 45 км/ч
Фото: Library of Congress
На «Титанике» было 762 каюты, поделенные на три класса. Билет в третий класс, которым путешествовали эмигранты, стоил £7-9. За такую цену 700 человек должны были провести пять суток в грязном душном помещении всего с двумя ванными комнатами. Средняя стоимость билета во второй класс составляла £13. Что касается первого класса, то здесь разброс был колоссальным. Обычное спальное место обходилось в £30, а самая дорогая каюта класса люкс с палубой для личного моциона — в £870
Фото: R. Welch
31 мая 1911 года гигантский лайнер был торжественно спущен на воду со стапеля судостроительной верфи. 1 апреля 1912 года «Титаник» успешно прошел ходовые испытания, а 10 апреля лайнер вышел из Саутгемптона в Нью-Йорк в свой первый и последний рейс
Фото: ITV / REX / Shutterstock / Fotodom
Ученым удалось установить, что 24 июня 1910 года айсберг, ставший причиной гибели «Титаника», откололся от ледника в районе Гренландии в 12 часов 45 минут. Глыба была высотой в 105 метров и весом в 420 тыс. тонн (вес самого «Титаника» составлял 66 тыс. тонн). Спустя 90 лет после гибели лайнера удалось найти фотографию злополучного айсберга, которая была продана на аукционе за £21 тыс. в 2015 году в Великобритании
Фото: Wikimedia
14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут «Титаник» налетел на айсберг в Атлантическом океане. Тем не менее общепринятая версия гибели судна удовлетворяла далеко не всех. Согласно одной из версий, вместо «Титаника», застрахованного на крупную сумму денег, в рейс вышел почти неотличимый от него «Олимпик», годом ранее переживший столкновение с другим кораблем и пришедший в негодность. Однако после ремонта руководство «Уайт Стар Лайн» решило получить гигантскую страховую прибыль и осуществило подмену кораблей. «Лже-Титаник» затонул у берегов Атлантики, а настоящий «Титаник» под именем «Олимпик» продолжал совершать рейсы
Фото: Willy Stoewer / Library of Congress
На борту «Титаника» было 20 шлюпок вместимостью в 1178 человек и 3560 спасательных жилетов. Примечательно, что общее количество мест позволяло спасти всех находившихся на корабле женщин и детей, плюс еще 550 мужчин. Однако из 2224 человек спаслись 711, погибли 1517. Большинство шлюпок оказались заполненными меньше чем на половину
Фото: Library of Congress
Через три с половиной часа после получения сигнала SOS с «Титаника» на место катастрофы прибыл пароход «Карпатия», который взял к себе на борт оставшихся в живых пассажиров. Находившийся в момент крушения недалеко от «Титаника» грузопассажирский лайнер «Калифорния» не смог распознать сигналы бедствия, подаваемые с корабля, а команда легендарного судна не выходила на связь. Если бы «Калифорния» прибыла через несколько минут после затопления «Титаника», то количество выживших было бы несравненно больше
Фото: Library of Congress
Утром 15 апреля 1912 года новость о крушении «Титаника» облетела первые страницы мировых СМИ. Однако большинство версий и догадок катастрофы были основаны на ложной информации и слухах. Многие газеты уверяли, что пострадавших нет, а сам корабль держится на плаву и готовится к отправлению в ближайший порт
Фото: Universal History Archive / UI / REX / Shutterstock / Fotodom / Universal History Archive / UI / REX /Shutterstock / Fotodom
Согласно одной из легенд, раз в шесть лет радисты кораблей ловят сигнал SOS, подаваемый c «Титаника». Странную закономерность обнаружил в архивах коллег экипаж линкора «Теодор Рузвельт» в 1972 году, получивший подобный сигнал. Последний раз сигнал был зафиксирован в 1996 году
Фото: Library of Congress
Обломки затонувшего корабля были обнаружены спустя 73 года после трагедии на глубине 3750 метров. В 1985 году экспедиция Роберта Балларда нашла развалившийся на три части гигантский лайнер. Впоследствии со дна были подняты более тысячи ценных артефактов. Российские глубоководные аппараты «Мир» в 1991 и 1995 годах погружались к «Титанику», а снятое ими видео позже вошло в одноименный фильм Джеймса Кэмерона. Спустя 100 лет после крушения обломки «Титаника» были признаны ЮНЕСКО объектом культурного наследия
Фото: Zuma Press / Kommersant Photo
Первый фильм о гибели «Титаника» был снят меньше чем через месяц после крушения. Главную роль в нем сыграла актриса, спасшаяся с корабля. Однако по-настоящему известной катастрофа стала после выхода на экраны одноименного фильма режиссера Джеймса Кэмерона с Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет в главных ролях в 1997 году (кадр на фото). Фильм имел колоссальный успех, получил 11 премий «Оскар», в том числе как лучший фильм года, а его рекорд по кассовым сборам удалось побить только спустя 12 лет. Примечательно, что бюджет строительства корабля «Титаник» был значительно меньше бюджета съемок
Фото: Paramount Pictures