С торгов выгоняют посторонних
В воронежских госзакупках уменьшилось число «профессиональных жалобщиков»
С 2020 года в Воронежской области втрое снизилось число жалоб на торгах в рамках основного 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Основная причина этого — резкое снижение активности «тендерных рейдеров», которые не участвуют в процедурах, но вымогают деньги за неподачу жалоб у заказчиков, говорят в региональном УФАС. Тем не менее «профессиональные жалобщики» начинают адаптироваться к ужесточившемуся законодательству, предупреждают в ведомстве. Юристы отмечают, что заказчикам не стоит поддаваться на провокации, а участники закупок говорят, что у них хватает проблем и с заказчиками, и с правоохранителями.
Проблема «тендерных рейдеров» обсуждалась в ходе прошедшего в Воронеже заседания экспертного клуба, посвященного применению законодательства о закупках с учетом последних изменений и организованного бизнес-омбудсменом региона Павлом Ковалевым и управляющим партнером юридической компании «Центральный округ» Станиславом Валежниковым.
О снижении числа жалоб рассказала руководитель отдела контроля госзакупок УФАС по Воронежской области Юлия Рощупкина. По ее словам, всплеск жалоб в ведомство по поводу закупок произошел в «пандемийный» 2020 год: в 2019-м их было направлено 527, в 2020-м — 978, в 2021-м — 600, с января по конец октября 2022-го — 239. В 2019 году необоснованными были признаны 70% жалоб, в 2020-м — 77%, в 2021-м — 71%, в 2022-м — 64%.
Больше половины заявлений в 2020 году пришлось на «тендерных рейдеров», которые не планируют участвовать в закупках, а лишь подают жалобы (или угрожают их подачей) для получения денег за снятие претензий, подчеркнула госпожа Рощупкина: «Затем произошло снижение активности «тендерных рейдеров» (около 200 заявлений от «профессиональных жалобщиков» поступило в 2021 году, около 100 — в 2022-м.— «Ъ»). Мы это связываем с тем, что жалобы теперь подаются только через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС), а также в связи с введением в закон универсальной предквалификации (с 2022 года участники закупок с начальной максимальной ценой свыше 20 млн руб. должны доказать успешное исполнение контрактов на сумму не менее 20% от начальной.— «Ъ»). Фактически предквалификация выступила в роли идентификации участников».
Сейчас пожаловаться на условия закупок может любое лицо, считающее, что его права нарушены (а не только участники торгов).
Этим и пользуются «тендерные рейдеры», отменила госпожа Рощупкина: «Мы определили их признаки. Обычно предмет жалобы — строительство, реконструкция, благоустройство, текущий и капитальный ремонт. Как правило, жалобщики придираются к отсутствию в ЕИС полного проекта выполнения работ или локального сметного расчета, неустановлению требования о членстве в СРО, неправильному порядку оплаты неустойки. Жалоба всегда подается в последний день подачи заявок, даже в последние часы. "Тендерные рейдеры" не подают заявки на участие в закупке, да и не соответствуют требованиям к участникам. Они не присутствуют на рассмотрении жалоб по существу, никогда не подают их на уполномоченный орган (в случае проведения им закупки для заказчика), не жалуются на совместные торги. Обычно претензии предъявляют небольшим заказчикам вроде районных администраций. Действуют по одной из двух схем: либо вымогают деньги в обмен на отзыв или неподачу жалобы, либо предлагают помощь в "сопровождении" закупок, но опять-таки речь идет о получении денег. И мы знаем: если жалоба была отозвана — стопроцентно жалобщику заплатили».
По ее словам, «тендерные рейдеры» уже приспосабливаются и к универсальной предквалификации: «Заказчик может установить дополнительные требования к участнику. В этом случае универсальная предквалификация не вводится. Чтобы отбить желание массово подавать жалобы, ФАС предлагала ввести в закон госпошлины, но безуспешно».
Павел Ковалев заметил, что у заказчиков есть универсальный способ избежать «тендерного рейдерства»: «Во-первых, они могут не нарушать законодательства, во-вторых — обращаться в правоохранительные органы с заявлением о вымогательстве». «Заказчики ведутся, платят деньги: дешевле заплатить условные 20 тыс., чем 150 в рамках пяти административных материалов,— заметила госпожа Рощупкина.— Мы призываем не делать этого! Ведь мы потом укажем в решениях, что имеет место злоупотребление правом, потому что жалобы направлялись от организаций, которые не стремились подавать заявку».
Станислав Валежников заметил, что с заявителей, чьи жалобы были признаны необоснованными, могли бы взыскивать расходы за представительство в случае судебных разбирательств по решениям ФАС. По словам Юлии Рощупкиной, такая практика уже формируется.
Впрочем, организации и юристы, представляющие интересы заказчиков и исполнителей работ в рамках закупок, заметили: помимо «тендерного рейдерства» в этой сфере остается множество других проблем. Председатель областного отделения «Опоры России» Сергей Наумов заявил, что в Воронежской области «сложилась беда» с выкупом земли: «За пять минут до окончания аукционов областного департамента имущественных и земельных отношений выползает один или группа товарищей и подает заявки. Цель у них одна — вымогать. По области работают около 15 человек, во всех районах участвуют. А полиция, проводя проверки, говорит: нарушений нет. Между тем инвесторам не хватает земли. Иногородние говорят: вы сначала у себя в регионе разберитесь, а мы потом зайдем».
Адвокат Алексей Мамонтов, представляющий интересы нескольких подрядчиков в рамках уголовных разбирательств, отметил, что зачастую предприниматели «не имеют злого умысла», но попадают в поле зрения силовиков: «В основном речь о невнимательности или подходе «давай сделаем, а потом оформим». Правоохранители этого не разделяют. Также есть случаи, когда увеличение стоимости одних работ заказчик компенсирует необязательностью других — в этом случае подрядчику нужно переоформлять акты выполненных работ, чего многие не делают».
Адвокат Денис Андреещев заметил, что облегчить взаимодействие исполнителей и заказчиков в рамках правового поля поможет изменение в 44-ФЗ, согласно которому претензионную переписку нужно вести только в ЕИС: «Пока же при добросовестном исполнении государственных и муниципальных контрактов мы сталкиваемся с определенной слепотой и глухотой правоохранительных органов».