«Удобные бесконтактные платежи в конечном счете победят»
Уверен первый заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царев
Первый заместитель председателя правления Сбербанка Кирилл Царев — о том, когда на Android-смартфоны вернется SberPay, для чего нужен QR-код, как платить улыбкой и чем платежный счет отличается от карты.
— Сбер активно развивает бесконтактную оплату. У вас есть свой платежный кошелек SberPay, но с весны этого года россияне больше не могут оплачивать покупки через SberPay смартфоном по NFC. Вы обещали восстановить этот сервис — получится ли это сделать?
— Да, сервис появится у наших клиентов уже в ноябре. Очень приятно возвращать клиентам сервисы, к которым они привыкли. Надеемся, что теперь SberPay привлечет еще больше клиентов.
— Если мы посмотрим на прошлые результаты SberPay NFC, когда на рынке присутствовали другие сервисы бесконтактной оплаты, какая доля рынка у него была? И какие есть планы по ее восстановлению в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
— Рынок сильно изменился за это время. Когда клиентам были доступны сервисы Google Pay и Apple Pay, у SberPay было около 2 млн пользователей. Сейчас мы хотим увеличить этот показатель. При этом для наших клиентов сейчас также функционируют и другие пэй-сервисы, например, Мир Пэй. SberPay будут доступны карты «Мир», для нас это возможность дать клиенту на выбор несколько сервисов; важно отметить, что SberPay будет доступен только на телефонах Android. Будем вместе создавать этот новый российский рынок.
— А как развивается в Сбере сервис оплаты QR-кодом?
— Этот сервис развивается очень активно. После того как клиенты из-за событий весны вернулись к картам, популярность QR сильно выросла. Уже около 700 тыс. наших терминалов поддерживают эту технологию. Планируем, что до конца этого года цифра вырастет до 1 млн. А к середине 2023 года мы реализуем оплату QR-кодом на всех наших терминалах, то есть вы сможете платить телефоном, карта не понадобится. Если у вас Android, вы можете платить SberPay (приложив телефон) либо отсканировав QR. Если у вас Apple — используйте QR-код.
— Какие покупки чаще всего совершаются по SberPay в интернете? И как изменилась динамика с весны этого года?
— 50% всех операций совершается на маркетплейсах, то есть это электронная коммерция. Уточню, что наш SberPay, по сути, двухфакторный: в офлайне можно платить любым телефоном с iOS или Android по QR-коду, биометрией или Android-смартфоном с NFC, в интернете можно совершать покупки по кнопке SberPay. Последний способ доступен пользователям как Android, так и iOS-устройств. Кстати, уже 24 млн человек совершили хотя бы одну оплату SberPay онлайн — это хороший результат.
— Про биометрию. Она сегодня неоднозначно воспринимается обществом, однако IT-компании ее активно развивают. У Сбера, как известно, биометрические данные используются для оплаты в супермаркетах и кафе. Действительно ли это направление настолько привлекательно и какая сейчас ведется работа? Работаете ли вы с Минцифры по биометрии?
— Биометрия — это еще один способ оплаты. Когда привычные способы пропадают, это стимулирует появление новых. Оплата биометрией, или лицом — мы это называем «оплата улыбкой»,— позволяет не только без карты, но и без телефона осуществить платеж. Мы верим в то, что удобные способы бесконтактной оплаты в конечном счете победят. Улыбка — один из потенциально самых перспективных методов оплаты. Потому что вам не нужно тянуться в сумочку или карман за картой или телефоном — достаточно просто улыбнуться.
Сейчас идет очень активный диалог с регуляторами — и с Минцифры, и с Центральным банком — по поводу применения биометрии, потому что безопасность здесь в приоритете. Некоторые наши клиенты опасаются, что деньги могут быть украдены, платежи могут быть небезопасными и так далее. На самом деле технологии, которые мы применяем, абсолютно защищены. Для нас как финансового учреждения безопасность клиента и любой его трансакции очень важна.
Сегодня вы можете воспользоваться этим сервисом в супермаркетах «Перекресток», «Магнит» и «ВкусВилл». Сеть кофеен «Прайм» активно применяет эту технологию. И как раз для таких повседневных трансакций — когда нужно взять, например, чашку кофе — это будет самое востребованное средство. Пришли, улыбнулись — трансакция совершена.
— Сколько клиентов уже подключились к сервису?
— 1 млн клиентов привязал свои карты к биометрии. Уже осуществлено 570 тыс. трансакций, подключено 3 тыс. торговых точек. Средний чек — примерно 300 руб., то есть спрос в основном на недорогие покупки.
— В каких регионах можно оплатить взглядом?
— Во многих городах России — там, где представлены «Магнит», «Перекресток», «ВкусВилл», «Прайм», и в тех точках, которые они уже оснастили необходимым оборудованием.
— Расскажите еще о платежном счете, который отображается у Сберкарты в Сбербанк Онлайн. Чем это удобно?
— Исторически в Сбере счет был связан с картой. При компрометации или утере карты блокировалась не только физическая карта, но и деньги на ней. Клиент оставался на некоторое время без доступа к деньгам. Мы разделили счет и карту как технически, так и в интерфейсе Сбербанк Онлайн. Условно говоря, счет — это сейф с деньгами, а карта — ключ к нему. Теперь если вы, например, потеряли карту, то вы блокируете карту, но счет доступен для использования. Можно погасить кредит, оплатить ЖКХ, перевести другому клиенту Сбера деньги, снять наличные в банкомате по QR и даже оплатить покупки через SberPay в интернете. В будущем вы сможете одну Сберкарту перепривязать между своими платежными счетами и даже к одному счету оформить несколько карт.
А уже в ноябре клиенты смогут воспользоваться новым сервисом «Куда привязаны ваши счета и карты», который позволит посмотреть, к каким популярным сервисам и подпискам в интернете привязаны ваши счета и карты. И более того, по сервисам, к которым привязана Сберкарта, клиент сможет запретить нежелательные списания.
— Как вырос оборот по картам Сбера?
— За последний год оборот увеличился примерно на 30%. На Сбер сегодня приходится 10% торгового оборота 50 крупнейших эмитентов Европы.