«Клуб всегда там, где его участники»
Ведущее российское бизнес-сообщество осваивает новые территории
Одно из крупнейших в России деловых сообществ для топ-менеджеров и владельцев крупного и среднего бизнеса — «Клуб Первых» — отметит в конце ноября свое пятилетие. Как за это время вырос бизнес-клуб, чем российские предпринимательские объединения отличаются от западных, как они помогают бизнесу пережить период турбулентности и как клуб расширяет географию вслед за его участниками, рассказал сооснователь «Клуба Первых» Александр Полянский.
— Насколько «Клуб Первых» изменился с момента своего появления?
— Пять лет назад в России фактически не было ни одного подобного системного бизнес-клуба. В 2017 году мы создали «Клуб Первых», и сейчас его участниками являются 800 собственников и топ-менеджеров крупного и среднего бизнеса. Существенно расширилась и линейка мероприятий. Изначально у нас существовал только формат форумов, но со временем мы стали добавлять новые возможности для встреч участников. Наша особая гордость — объединения участников по отраслям, таким как ритейл, IT, логистика, нефть и газ и так далее (сейчас в клубе объединений уже порядка 25). Также у нас появился инвестиционный день, когда участники клуба представляют свои проекты, а затем предприниматели делятся друг с другом ресурсами, причем не только финансовыми. Также мы регулярно проводим отраслевые конференции, бизнес-встречи, а недавно у нас появился новый формат — международные саммиты ClubFirst Summit.
За пять лет «Клуб Первых» вырос и географически: присутствует теперь не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и сейчас открывается в Казахстане. Также наш главный формат встреч — форум-группа — теперь запустился в ОАЭ.
— При создании «Клуба Первых» опирались ли вы на международный опыт?
— Да, мы вдохновились опытом крупнейших и старейших международных бизнес-клубов, объединяющих по 20–30 тыс. участников. Увидев их работу и пообщавшись с резидентами, мы поняли, что бизнес-клуб — это чрезвычайно эффективный инструмент для предпринимателей, и возникла мысль: а почему у нас в стране нет подобных объединений? Изучив лучшие мировые практики, мы адаптировали этот опыт под российские особенности и запустили свой формат бизнес-клуба с возможностью расширяться за пределы страны, туда, где мы можем приносить пользу нашим участникам.
— Почему потребовалась адаптация?
— Дело в том, что на Западе люди с университетских лет входят в различные предпринимательские сообщества. Для них это привычная среда, они прекрасно понимают принцип работы бизнес-клуба: чтобы получить от членства максимальную пользу, нужно быть проактивным. На Западе клубы не нуждаются в серьезном управлении и развиваются благодаря участникам. В России же клубы — явление относительно новое и участники зачастую относятся к ним как к сервису. Поэтому мы сделали «Клуб Первых» управляемым сообществом и помогаем участникам в нем ориентироваться. Например, у нас есть функция комьюнити-менеджмент: получать максимум пользы от клуба помогают персональные кураторы. У клуба также есть собственное мобильное приложение, похожее на закрытую социальную сеть, где участники могут самостоятельно искать партнеров и единомышленников. За пять лет существования клуба трансформацию прошли и его участники — они начали понимать, что чем больше отдают клубу, тем больше от него получают.
— Вы сказали, что бизнес-клуб — это эффективный инструмент для предпринимателя. Можно ли как-то оценить его эффективность?
— Для нас самые важные критерии эффективности клуба — количество его членов и продолжительность их нахождения в сообществе. «Клуб Первых» охватывает самую немногочисленную часть предпринимателей России — собственников и руководителей крупного и среднего бизнеса: МТС, «Северсталь», Газпромбанк, «Первый Бит», «Мастертел», НЛМК и многих других. Эти люди не будут тратить деньги, а самое главное, свое время на то, что не приносит им пользу. И тот факт, что 800 человек из этого круга минимум два полных дня в месяц проводят в нашем клубе, говорит об эффективности его работы. Второй показатель — то, что даже самые первые члены клуба до сих пор с нами на протяжении пяти лет.
— На ваш взгляд, бизнес-клубы помогают участникам сегодня — в период политической и экономической турбулентности?
— В тяжелые времена людям свойственно объединяться — они ищут поддержки друг у друга. И самый лучший вариант — присоединиться к сообществу единомышленников. Предприниматели в этом смысле не исключение. Наш бизнес-клуб — это как раз то место, где они могут поделиться опытом, посоветоваться с другими предпринимателями из разных отраслей и получить конкретные решения и ресурсы.
— Расскажите о международном проекте «Клуба Первых». Как родилась идея проводить деловые саммиты в других странах?
— Клуб всегда там, где его участники. С марта этого года интерес участников переключился на соседние страны: они стали искать новые возможности в СНГ, Арабских Эмиратах, Турции и Иране. И клуб, откликнувшись на эти потребности, запустил формат бизнес-саммитов ClubFirst Summit. Они уже прошли в Армении, Казахстане и Узбекистане. Задача таких мероприятий — познакомить российских бизнесменов с бизнесменами принимающей страны для совместного поиска новых возможностей для роста и партнерства. Наш последний саммит, прошедший в Ташкенте, объединил 125 ведущих бизнесменов России, Узбекистана и Казахстана, для которых было организовано более 500 бизнес-стыковок. Для участников клуба саммит — это также возможность посмотреть и оценить страну. Параллельно и клуб изучает страны с точки зрения открытия там филиалов. В сентябре мы провели саммит в Казахстане, и сейчас уже планируем там запуск клуба.