Молодые и «зеленые»: что известно о движении Just Stop Oil
История, спонсор и стратегия экоактивистов, нападающих на произведения искусства
Организации Just Stop Oil (JSO) меньше года, и работает она в одной-единственной стране. Тем не менее ее название известно повсеместно, а за ее действиями следят ведущие международные СМИ. По мнению экспертов, несмотря на почти тотальное осуждение ее акций даже идейными союзниками, действия организации могут в итоге оказаться успешными.
Весеннее обострение
14 февраля 2022 года к воротам, закрывающим въезд на лондонскую Даунинг-стрит, улицу, на которой расположены официальные резиденции премьер-министра и министра финансов Великобритании, подошли выглядевшие вполне безвредно юноша и девушка. По их словам, они принесли «валентинку» Борису Джонсону. «Валентинка» была больше похожа на ультиматум. Говорилось в ней о любви не к тогдашнему премьер-министру, а к стране.
Никому не известная организация Just Stop Oil давала правительству месяц на то, чтобы публично и торжественно пообещать прекратить инвестировать в ископаемые виды топлива.
В противном случае организация обещала прибегнуть к «прямым действиям», чтобы «предотвратить наивысшее преступление против нашей страны, человечества и жизни на Земле». Газета The Guardian, оказавшаяся едва ли не единственной, кто осветил это событие, посчитала, что «прямые действия» будут направлены против объектов нефтяной инфраструктуры — АЗС, складов, нефтеперерабатывающих заводов.
Активисты Just Stop Oil приклеили руки к асфальту возле Королевского Альберт-холла в Лондоне в марте 2022 года
Фото: Tolga Akmen / AFP
Журналисты ошиблись, а милые молодые отправители «валентинки» и вовсе соврали. На один день, но соврали. Первое «прямое действие» активисты JSO устроили 13 марта. Мишенью стал не малопривлекательный склад или грязная АЗС, а здание, по праву считающееся жемчужиной Лондона, Королевский Альберт-холл, в котором в тот день проходила церемония вручения премий Британской академии кинематографического и телевизионного искусства (BAFTA).
Уже не двое, а десятка три молодых людей пытались прорваться если не в зал, то хотя бы на красную ковровую дорожку и предстать перед городом и миром в свитерах с красно-оранжевой надписью Just Stop Oil. Церемонию BAFTA освещали ведущие мировые СМИ. И вскоре весь мир обсуждал вопрос о том, откуда взялись эти странные молодые люди и чего же они на самом деле хотят.
Искусство как жертва
Активисты Just Stop Oil заблокировали дорогу в Лондоне в ноябре 2022 года
Фото: Henry Nicholls, Reuters
Корни JSO нашлись практически немедленно. Фронтменом организации выступал и выступает 21-летний Луи Маккекни, получивший известность еще в прошлом году своим участием в движении Insulate Britain, которое требовало от властей и населения принятия мер по энергосбережению и утеплению жилых домов и иных объектов.
Свои требования участники организации доносили до властей и общества перекрывая движение на крупных автодорогах. Деятельность активистов вызвала одинаковое недовольство как властей, так и простых граждан. Insulate Britain просуществовала недолго — меньше двух месяцев. Примерно столько времени ушло на то, чтобы идентифицировать участников группы, арестовать их, предъявить обвинения и отправить в тюрьму.
После освобождения Луи Маккекни, встретившись с журналистами, сообщил, что движению Insulate Britain пришел конец, но пообещал вернуться с новыми людьми и новыми идеями. И слово свое сдержал.
Как отмечают британские эксперты, если Insulate Britain привлекала в основном достаточно взрослых, если не сказать пожилых людей, то движение Just Stop Oil сугубо молодежное. В его рядах редко встретишь людей старше 25 лет. Отсюда — страсть к ярким и сенсационным акциям.
Участники Just Stop Oil приклеивают руки к копии картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в лондоской Королевской академии художеств в июле 2022 года
Фото: James Manning / PA Images / Getty Images
После успеха на церемонии вручения премий BAFTA участники JSO занялись другими событиями и объектами. Они действительно начали нападать на автозаправки, автосалоны, объекты нефтяной инфраструктуры по всей Британии. Они сорвали или попытались сорвать несколько футбольных матчей и британский Гран-при «Формулы-1». Но особое пристрастие весной и летом этого года участники JSO испытывали к произведениям искусства.
Активисты приклеивали себя к шедеврам Леонардо да Винчи и Джона Констебля и заливали томатным супом Винсента Ван Гога. Правда, делали это в щадящем для шедевров режиме.
Картину Констебля они завесили собственной вариацией на тему произведения великого английского художника, а из картин Ван Гога выбрали ту, что была закрыта защитным стеклом. Повезло и королю Карлу III: вместо того чтобы швырнуть торт в монарха, они проделали аналогичную операцию с его восковой копией в Музее мадам Тюссо.
Активисты бросили торт в восковую копию Карла III в лондонском Музее мадам Тюссо
Фото: Just Stop Oil / Twitter
Где деньги, Луи?
Летом эксперты, специализирующиеся на «зеленых», отметили и рост рекрутерской деятельности JSO. Открывались новые центры организации, проводились встречи с известными ее активистами и мастер-классы.
Разумеется, в значительной степени это объяснялось тем, что видео с самыми отчаянными выходками JSO немедленно тиражировались в социальных сетях. Но одними вирусными видео объяснить высокий уровень организации JSO невозможно. Необходимы деньги.
У JSO один крупный спонсор. Это американский Climate Emergency Fund — относительно молодая благотворительная организация, поддерживающая «зеленых» экстремалов. Таких, как JSO. По словам одного из организаторов JSO, Миранды Уилихэн, Climate Emergency Fund передал организации около миллиона долларов и, кроме того, помогает с выплатами зарплат 40 штатных сотрудников организации.
Между тем фамилия ведущего спонсора фонда буквально кричит о «большой нефти». Эйлин Гетти — внучка того самого Пола Гетти, который создал Getty Oil.
Гадкие утята
Акция Just Stop Oil в Национальной галерее в Лондоне у картины Ван Гога «Подсолнухи» в октябре 2022 года
Фото: Just Stop Oil / Handout / Anadolu Agency / Getty Images
Очевидная зависимость от нефтедолларов заставила многих традиционных борцов за экологию усомниться в благородстве намерений Луи Маккекни и его товарищей. После случившейся меньше месяца назад акции с «Подсолнухами» Ван Гога некоторые предположили, что движение организовано самим нефтяным лобби исключительно с целью дискредитации борцов с изменением климата.
Ведь не только действия активистов JSO, но даже пришедшая им в голову мысль о том, что томатный суп, вылитый на картину, написанную более 130 лет назад, может как-то остановить надвигающуюся экологическую катастрофу, свидетельствует не в их пользу.
Впрочем, у этой теории заговора есть обычный для подобных историй недостаток — совершенное отсутствие доказательств. А вот аргументы против этой версии убедительны.
JSO больше не скрывает, что буквально живет на деньги наследницы Гетти. Сама же наследница давно и плодотворно трудится на ниве борьбы с ископаемым топливом, называя это своим «моральным долгом».
Наконец, сами активисты JSO говорят, что не получают никакого удовольствия от своих действий.
Вспоминая о своем ставшем историческим выступлении на футбольном матче между «Эвертоном» и «Ньюкаслом», когда он прикрутил себя к воротам, на время прервав матч, Луис Маккекни говорит, что до сих пор помнит ненависть болельщиков, которую он физически ощущал на поле. Когда Луи уводила полиция, его пинали и плевали в него. Ему так часто угрожали убийством, что он удалился из всех социальных сетей.
Луис Маккекни прикрутил себя к воротам на футбольном матче между «Эвертоном» и «Ньюкаслом» в марте 2022 года
Фото: Michael Regan / Getty Images
«Я ненавижу это делать. Но единственный способ заставить их услышать и защитить будущее моего собственного поколения — сделаться для них источником такого раздражения, что это все просочится сквозь песок, в который они зарыли свои головы». Исследования в значительной степени подтверждают правоту JSO.
Негативная реакция на действия активистов оглушает. «Долбаные дебилы! Так не протестуют!» — откликнулась на суп, вылитый на «Подсолнухи» Ван Гога, теннисистка и известный борец за гражданские права Мартина Навратилова. Известная защитница природы Моника Арайа была чуть менее энергична: «Оставьте искусство в покое. На это печально смотреть!»
Правозащитные организации, обычно громко выражающие протест против действий полиции, совершенно игнорируют достаточно жесткую реакцию на выходки JSO. И это при том, что только за три недели осенних почти ежедневных акций JSO, по собственным данным организации, полиция осуществила 576 арестов. Ее сторонники арестовывались в общей сложности почти 2 тыс. раз, а семеро были отправлены в тюрьму.
Фотогалерея
Как активисты Just Stop Oil заблокировали движение в Лондоне
Сторонники движения Just Stop Oil выдвигают одно требование: чтобы власти Великобритании прекратили выдачу новых лицензий на добычу ископаемого топлива
Фото: Kirsty Wigglesworth / AP
Ради своей цели активисты готовы останавливать транспорт, перекрывая мосты и магистрали
Фото: Kirsty Wigglesworth / AP
Акция участников группы Just Stop Oil в наручниках на одной из дорог Лондона
Фото: Kirsty Wigglesworth / AP
Задержание участников акции
Фото: Kirsty Wigglesworth / AP
Протест экоактивистов группы Just Stop Oil на улицах Лондона
Фото: Kirsty Wigglesworth / AP
По данным министерства внутренних дел Великобритании, с начала октября в стране арестовано уже более 350 экоактивистов
Фото: Kirsty Wigglesworth / AP
По заветам суфражисток и «Черных пантер»
Практически все исследования свидетельствуют о том, что «экстремистские» протесты не находят поддержки. Тем не менее эксперты расходятся в том, что касается влияния экстремальных акций на общество. По данным канадского исследователя Мэтью Фейнберга, «экстремистские» протесты снижают общественную поддержку движений. А по мнению заведующего кафедрой когнитивной психологии Университета Бристоля Колина Дэвиса, такие акции наоборот скорее полезны, чем вредны.
Во-первых, неприязнь к «экстремистам» никак не влияет на отношение к самой проблеме. Во-вторых, наличие радикального крыла, как представляется, способствует росту поддержки более умеренных групп конкретного общественного движения, а это — при том, что относительно немногие люди становятся активистами или начинают всерьез участвовать в делах общественного движения,— безусловно, положительно. В-третьих, и, возможно, в-главных, подобные радикальные активисты и то внимание, которое они привлекают, поддерживают интерес общества к самой проблеме, осуществляя своего рода отбор тем для обсуждения в обществе.
«Это вовсе не означает, что (протесты.— “Ъ”) говорят людям, как именно им думать, но они оказывают влияние на то, о чем думать»,— поясняет доктор Дэвис.
Два любимых примера сторонников этой точки зрения — движение суфражисток в Британии в конце XIX — начале XX века и движение за гражданские права в США. Воинственно настроенные суфражистки вызывали в лучшем случае насмешки. Агрессивное движение «Черных пантер» в США вызывало ненависть.
Но и те и другие поддерживали принятие обществом мысли о том, что проблемы избирательного равенства полов (в Британии) и расового равенства (в США) требуют решения. По мнению современных исследователей, ровно такую же роль — но уже в сфере отказа от ископаемых видов топлива — играют хулиганы из Just Stop Oil.
Фотогалерея
Как произведения искусства подвергались атакам вандалов
Картина Харменса Рембрандта «Ночной дозор» подвергалась порче три раза — в 1911, 1975 и 1990 годах. 14 сентября 1975 года безработный школьный учитель Вильгельм де Рийк порезал полотно ножом. Реставрация картины заняла четыре года
Фото: Sepia Times / Universal Images Group / Getty Images
10 марта 1914 года суфражистка Мэри Ричардсон порезала картину Диего Веласкеса «Венера с зеркалом» топориком для мяса. Активистка заявила, что так выступила против ареста основательницы женского социально-политического союза Эммелин Панкхерст. Картину удалось полностью отреставрировать и вернуть в музей
Фото: leemage / AFP
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» подвергалась атакам вандалов несколько раз. В 1956 году ее облили кислотой, повредив нижнюю часть рамы. 30 декабря 1956 года боливиец Уго Вильегас бросил в полотно камень, повредив слой краски у локтя. После этого картину защитили пуленепробиваемым стеклом. Это спасло ее от дальнейших повреждений. После закрытия полотна стеклом в нее бросали торт и глиняную чашку. В 1974 году на выставке в Токио женщина попыталась покрасить ее краской из баллончика
Фото: Keystone-France / Gamma-Keystone / Getty Images
21 мая 1972 года австралийский геолог Ласло Тот набросился на скульптуру Микеланджело Буонарроти «Пьета» с криком «Я Иисус Христос, Христос восстал из мертвых». Он нанес ей 15 ударов скальным молотком. При реставрации использовали около полусотни отбитых фрагментов. Изготавливать новые части для починки скульптуры не потребовалось.
Фото: Getty Images
15 июня 1985 года литовец Бронюс Майгис облил серной кислотой картину Харменса Рембрандта «Даная». Кроме того, он дважды порезал полотно ножом. Реставрация картины заняла 12 лет и завершилась в 1997 году
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»/Коммерсантъ / Лев Шерстенников / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
В 1986 году Герард Бладерен разрезал ножом картину Барнетта Ньюмана «Кто боится красного, желтого и голубого III». Реставрация полотна заняла пять лет и обошлась в $450 тыс.
Фото: Olaf Kraak / ANP MAG / AFP
В июле 1987 года Роберт Кембридж выстрелил из обреза в картину Леонардо да Винчи «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем». Дробь разбила защитное стекло и повредила полотно. Реставрация картины заняла больше года
Фото: PA Images / Getty Images
В 1997 году художник Александр Бренер нарисовал зеленой краской знак доллара на картине Казимира Малевича «Супрематизм». Реставрация полотна обошлась в $10 тыс. Суд обязал преступника оплатить эти работы
Фото: EPA / Vostock Photo
В 2007 году художница Ринди Сэм поцеловала картину Сая Твомбли «Федр», оставив на ней отпечаток красной помады. Преступница заявила, что это было «творческое действие, вызванное силой искусства». При попытках вывести помаду использовалось около 30 видов химикатов, однако работы не помогли
Фото: Boris Horvat / AFP
В июне 2012 года Эндрю Шеннон пробил кулаком дыру в картине Клода Моне «Парусник в бухте Аржантей». Реставрация полотна продолжалась 18 месяцев. Картина вернулась на свое место 1 июля 2014 года
Фото: Christie's
13 июня 2012 года молодой человек с помощью трафарета и баллончика краски испортил картину Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле». Вандал нарисовал на полотне тореадора, убивающего быка, и написал испанское слово Conquista. Преступник заявил, что сделал это, чтобы «отдать дань уважения Пабло Пикассо». Сотрудники музея смогли быстро очистить картину от краски
Фото: Carl Court / AFP
Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» подвергалась нападению вандалов дважды. В 1913 году старообрядец Абрам Балашов порезал полотно ножом. Тогда в реставрации принял участие сам Илья Репин. 25 мая 2018 года безработный Игорь Подпорин несколько раз ударил картину железной стойкой ограждения, из-за чего она порвалась. Полотно вернулось на свое место после реставрации 23 мая 2022 года
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
7 декабря 2021 года охранник Ельцин-центра Александр Васильев ручкой нарисовал глаза на картине Анны Лепорской «Три фигуры». Полотно было застраховано на 74,9 млн руб. Стоимость реставрации оценили в 250 тыс. руб. Картина была успешно восстановлена. Преступник заявил, что раскаивается в содеянном и назвал себя «дураком». Он добавил, что принял картины за «детские рисунки»
Фото: Соцсети Evgenykuyvashev
Статуя «Русалочка» Ханса Андерсена подвергалась нападения вандалов множество раз. В 1964 и 1998 годах статую обезглавливали. В первый раз голову восстановили по гипсовому слепку Ханса Андерсена, во второй — она была возвращена анонимно. В 2007 году власти Копенгагена решили перенести статую дальше в гавань, чтобы избежать новых нападений вандалов
Фото: Getty Images
14 октября 2022 года две девушки в майках климатической кампании Just Stop Oil вылили томатный суп на картину Ван Гога «Подсолнухи». Затем активистки приклеили свои руки к стене рядом с картиной. Одна из них во время акции заявила: «Топливо недоступно для миллионов голодных и холодных семей. Они не могут позволить себе даже разогреть банку супа». Стоимость полотна составляет $84 млн
Фото: Reuters