Коротнуло не по-детски

Это случилось прямо во время совещания с Владимиром Путиным

3 ноября президент России Владимир Путин провел встречу с членами правительства, на которой вице-премьер Марат Хуснуллин рассказал, как Крымский мост поднимают с колен, а два ключевых министра погрузились во тьму в такой момент, что нарочно, считает специальный корреспондент «Ъ» Андрей Колесников, такое ни за что не придумаешь.

Денис Мантуров и Максим Решетников (в левом и правом верхних углах) во время совещания вдруг скрылись во тьме

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Встреча с членами правительства пару раз переносилась на следующий день и состоялась тогда, когда ее уже, можно сказать, и не ждали: страна, для которой такие встречи и раньше-то не были ключевыми, вечером этого дня тем более засобиралась на праздники.

Но до этого с членами правительства надо было, видимо, поговорить насчет того, что откладывать нельзя уже никак. Господин Путин попросил Марата Хуснуллина доложить насчет Крымского моста. Повреждения с самого начала не казались пустяковыми, хоть и не парализовали железнодорожное и автомобильное движение полностью.

Но еще до этого президент передал коллегам «привет от Гурбангулы Мяликгулыевича Бердымухамедова (спикера парламента страны, а также культового, хоть и бывшего президента Туркмении, достойного отца своего сына, президента Туркмении Сердара Бердымухамедова.— А. К.)», с которым мы только что попрощались. Вручил ему наш государственный орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, имея в виду его «существенный вклад в развитие межгосударственных отношений».

Владимир Путин ничего не сказал о том, что получил от Гурбангулы Бердымухамедова двух лошадей и что это был ведь подарок на день рождения, хоть и с опозданием.

От Туркмении с Владимиром Путиным в рамках крайне неформального саммита СНГ встречался президент Туркмении, и потом, в Астане, тоже. А тут было другое. Очень личное. Лошади.

Затем, после лирического сообщения Владимира Путина, на совещании высказался Марат Хуснуллин.

— На сегодняшний день,— доложил он,— уже завершены работы по усилению пролетных строений и ремонту опор левой неразрушенной стороны моста.

Это ведь не значит, что есть левая разрушенная сторона и левая неразрушенная?

— Четыре пролета этой стороны строений моста получили повреждения и деформацию, и мы должны будем их заменить на новые,— доложил Марат Хуснуллин.— Тем не менее в настоящее время движение легкового и пассажирского автотранспорта, автобусов и при необходимости части грузового транспорта в обоих направлениях осуществляется по этой стороне моста в штатном режиме с обеспечением стопроцентного досмотра транспортных средств и постоянным мониторингом, который ведут специализированные организации в круглосуточном режиме.

В докладе Марата Хуснуллина интересны были прежде всего подробности, так как именно их мы были лишены все это время. А он на них не скупился:

— В целях ускорения сроков восстановления моста решено объединить технологические процессы по восстановлению работ по обоим направлениям моста. Для правой, разрушенной части в рекордные сроки изготовлено и поставлено 1218 тонн металлоконструкций с трех заводов по стране: это Тюмень, Воронеж, Курган. И хочу сказать, Владимир Владимирович, что так быстро изготовили и доставили!.. Хочу поблагодарить и руководителей компаний, и регионы, которые в ручном режиме контролировали круглосуточно, как шла работа, и ГИБДД, которая все эти машины сопроводила в максимально короткие сроки!

Марата Хуснуллина, похоже, самого изумила такая скорость. Он, может, не привык, что у нас могут так работать все эти люди. Но ведь время военное — так к этому и следует относиться.

Вчера взорвали, сегодня конструкции привезли, завтра опять взорвали... Не дай бог, конечно. Но если что, опять привезем и установим. И опять.

— Из этих 1218 тонн 925 тонн уже укрупненно смонтировано на месте в виде конкретных пролетных изделий. И мы начинаем с 5 по 10 ноября уже монтаж новых пролетных строений... В целом отмечу, что 8 из 25 прошедших дней с теракта были штормы, но, несмотря на это, мы выдерживаем график, хотя не все дни мы могли заниматься: плавкраны не всегда работали, но в целом график выдерживается,— продолжил вице-премьер.

На самом деле, и правда мост восстанавливается, похоже, быстрее, чем строился.

— Запустить движение по обеим полосам правой стороны моста планируем 5 декабря — по одной полосе, 20 декабря — полностью, по другой. Далее приступим к работам по разборке пролетов левой, менее пострадавшей стороны моста и планируем ее также завершить уже до 30 марта. У нас останутся там работы, которые не влияют на движение: технические, локально-очистные и прочие... Мы их закончим 1 июля,—пообещал Марат Хуснуллин.

Выяснилось, что с проездом по мосту были и остаются большие проблемы. Но остаются меньшие, чем были.

— Принимаемые меры,— сообщил вице-премьер,— позволили снизить количество грузовых автомобилей на перехватывающих парковках. Так, если в Краснодарском крае на 13 октября у нас стояло 1100 транспортных средств, то сегодня на семь утра у нас осталось только 150 транспортных средств. И время ожидания, которое было от трех до семи суток, сегодня у нас не более трех дней. Стоит задача еще этот срок сократить, чтобы в течение суток все машины могли либо через переправу, либо через паром переправляться. Всего на сегодняшний день у нас 400 транспортных средств стоит на ожидании, из них 150 — в Краснодарском крае, 94 грузовых средства в Ростовской области ждут прохождения по новому маршруту и 156 — со стороны Республики Крым.

Первый раз картина последствий была, таким образом, представлена в более или менее полном виде.

— Что касается железнодорожной части моста, то по ней осуществляется реверсивное движение по первому пути,— добавил Марат Хуснуллин.— Все поезда следуют согласно расписанию, задержек никаких нет. В настоящее время утверждено техническое задание на проектирование восстановления второго железнодорожного пути. Потребуется также замена двух пролетных строений.

Последнее замечание было очевидным: все, кто видел, как выглядел мост после взрыва, а видели все, мог бы сказать то же самое.

Фотогалерея

Взрыв на Крымском мосту

Смотреть

— Хочу отметить, что Росжелдором (Федеральным агентством железнодорожного транспорта.— «Ъ») и подрядчиком представлен график работ по запуску движения по второму пути к 15 сентября 2023 года,— заканчивал Марат Хуснуллин.

И эти сроки говорили о том, что мост поврежден очень сильно. При том внимании к нему, какое сейчас есть, при тех финансах и силах, которые привлечены, движение по второму пути начнется лишь почти через год.

— Но мы, Владимир Владимирович, просим еще время, все-таки на комиссии еще раз посмотрим. Считаем, что надо все-таки в более ускоренные сроки эту работу выполнить. Буквально несколько дней поработаем. Я еще раз, возможно, съезжу, посмотрю еще разочек. Окончательное решение примем, чтобы ускориться,— пообещал господин Хуснуллин.

Очевидно, что и он понимает: именно этот срок выглядит пессимистично.

Ирек Файзуллин, министр строительства и ЖКХ, доложил о подготовке к зиме, которая уже чуть ли не везде наступила, и к своему докладу приступил министр энергетики Николай Шульгинов.

— Подготовка субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период завершена, во всех федеральных округах и также на новых территориях проведены заседания правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения... В целом российская энергосистема имеет необходимый запас прочности, достаточный резерв генерирующей и сетевой мощности, что обеспечивает балансовую надежность российской энергосистемы,— сообщил Николай Шульгинов.

И теперь предстоит запомнить ему все эти жизнеутверждающие слова.

Запомнить и припомнить.

Ибо как раз в тот момент, когда он произносил их все, сразу в нескольких башнях «Москва-Сити» отключилось электричество.

Нет, ну это же просто демонстративно произошло! Это ж как назло. В башнях происходила эвакуация, в лифтах застряли люди, просившие о помощи... Наконец, свет предательски отключился в кабинетах вице-премьера и министра промышленности и торговли Дениса Мантурова и министра экономразвития Максима Решетникова, которые принимали участие в видео-конференц-связи (ВКС).

Не мог этого не заметить и господин Путин: на его глазах погасло окошко, в котором до сих пор светился господин Решетников, а затем угас и господин Мантуров.

Известно, что офисы Минпромторга и Минэкономразвития размещены в «Сити».

— Энергокомпании обеспечены аварийным запасом материалов, оборудования, дизель-генераторов...— продолжал Николай Шульгинов.

Соседние с ним окошки на экране, который светился перед президентом, были погашены, словно люди в этих окошках решили, может, уже лечь спать.

При этом, надо отдать должное спецсредствам, сама ВКС работала, и, если приглядеться, можно было рассмотреть в темноте беспомощно оглядывающихся по сторонам и все-таки мужественно, до конца принимающих участие в совещании двух министров. Да, в условиях рухнувшей у всех на глазах такой стройной до сих пор системы энергобезопасности с ее неприкосновенными аварийными запасами и дизель-генераторами они решили для себя все.

После Николая Шульгинова выступил Александр Козлов, министр природных ресурсов и экологии, который просто светился на экране от всего, что его переполняло. А переполнять его должно было прежде всего то, что у него-то в кабинете электричество пока не отключилось.

Очередная заминка состояла в том, что следующим должен выступать именно Максим Решетников. У него был основной доклад по теме встречи: инструменты поддержки инвестиций в текущих условиях.

Тут уж, кажется, всем должно было стать ясно: инвестировать придется прежде всего в энергобезопасность и непосредственно в дизель-генераторы.

Но как бы он вышел из положения в эфир — вот вопрос.

Не просто из положения. Из тьмы.

Просто повезло: свет дали прямо перед докладом.

И Максим Решетников вышел из тьмы, немного щурясь с непривычки.

— Надеюсь, что ремонтные работы, которые у вас в комплексе ведутся, не помешают вам сделать доклад,— с облегчением заметил господин Путин.

Он попытался объяснить ситуацию и спасти положение. Действительно, в башне велись уже ремонтные работы — только не плановые, как можно было бы предположить после этих слов, а аварийные.

С одной стороны, да, неудобно получилось.

А с другой стороны, не привыкать.

Вся лента