«Ситуация диктует ускорение»
Оперативная корректировка работы с инвесторами позволила ОЭЗ ППТ «Липецк» выполнить намеченные планы.
О том, как изменение геополитической ситуации отразилось на инвестиционной политике, о режиме оптимизации временных затрат, заданном «фильтре» отбора инвесторов рассказывает генеральный директор Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» Александр Базаев.
— Вы возглавили ОЭЗ месяц назад. С новым руководителем обычно связаны ожидания каких-то перемен…
— Я пришел на эту должность не со стороны – до нового назначения был заместителем генерального директора особой экономической зоны и директором центра развития инвестиционного потенциала Липецкой области. Поскольку стратегию развития ОЭЗ разрабатывали всей командой, вектор, заданный моим предшественником на посту гендиректора - Романом Вячеславовичем Петрухиным, остается прежним. Но тактику, исходя из новых геополитических реалий, корректируем.
Серьезно оптимизировали все процессы взаимодействия с инвесторами. Если раньше, к примеру, резидент обращался к нам с письмом по регистрации нового юрлица, мы отвечали в течение недели, и всех это устраивало, то сейчас отвечаем в течение дня. Все стали делать быстрее – работать с госорганами, готовить документы, повысилась скорость коммуникаций с инвесторами, подрядчиками, чаще проводим видеовстречи, где обсуждаем проблемы.
Если вопрос можно решить сегодня, не откладываем это на завтра. Ситуация диктует ускорение – все обстоятельства меняются очень быстро, а мы должны предвидеть перемены и работать на опережение.
Поэтому не просто привлекаем бизнес, но и помогаем на каждом этапе работы с помощью прогнозирования сырьевых возможностей, сбыта продукции, наличия персонала, предоставления льгот и преференций при поддержке областной администрации и губернатора. Например, в текущем году появилась возможность субсидировать затраты промышленных предприятий на подключение к объектам инфраструктуры, на субсидирование ставки в банках. На следующий год прорабатывается субсидирование части стоимости покупки оборудования.
Сейчас идет внедрение инвестиционного стандарта, разработанного Минэкономразвития, где одно из основных требований к регионам – сократить время на техприсоединение компаний к ресурсоснабжающим организациям. На территории ОЭЗ «Липецк» мы эту проблему решили давно – работаем по принципу «одного окна», выступая связующим звеном между инвестором, поставщиками ресурсов и правительством. Следующий шаг – реализовать данную задачу для инвесторов всего региона.
В текущем году сделали фундаментальную работу, перестроив структуру, функционал, численность команды и подходы. Потому что больше стали заниматься не только развитием особой экономической зоны, но и промышленного потенциала всего региона. В процессе привлечения инвесторов перешли к «точечной» отработке. Наши знания и компетенции позволяют точно понимать, какой инвестор нам нужен в регионе и ОЭЗ.
— В острой конкуренции между регионами за инвесторов вы еще и выбираете?
— Выбор продиктован рядом задач. Губернатор области Игорь Георгиевич Артамонов нацелил нас на поиск инвесторов, которые придерживаются принципов ESG: экологической (E), социальной (S) и управленческой (G) ответственности при ведении бизнеса. Кроме того, в стратегии развития региональной экономики, которую анонсировал глава региона, приоритет отдается высокотехнологичным производствам.
У нас была возможность начать переговоры с инвесторами из химической отрасли, но мы отказались, потому что их производство экологически небезопасное.
В работе по привлечению инвесторов мы держим в уме и уже сложившиеся как в ОЭЗ, так и на площадках бывших региональных особых экономических зон и технопарков зачатки кластеров, понимая, что туда нужно подтягивать те предприятия, которые могли бы войти в кооперацию. И это тоже своего рода фильтр.
Например, в Данковском районе действуют два предприятия – китайское Ангел Ист и ИстАгроДон, которые занимаются глубокой переработкой продукции сельского хозяйства. Соответственно, там просматривается потенциальная возможность создания кластера или агротехнопарка, который стал бы локомотивом в этой отрасли. Пока об этом говорить рано – нужно посадить рядом одно-два крупных предприятия этого направления, чтобы образовался общий набор компетенций.
Мы хотим развивать кластер автомобилестроения, к тому есть предпосылки. ООО «Моторинвест» начал в Краснинском районе серийный выпуск четырех моделей легковых электромобилей. Мы активно ведем переговоры по развитию инфраструктуры для электромобилей. Есть много задач по развитию сегмента накопителей электроэнергии, и мы пытаемся работать в этом направлении. Обсуждаем эту тематику с кругом потенциальных инвесторов.
Когда я только пришел работать в ОЭЗ, было огромное желание завести в регион крупные мировые бренды. Сейчас подход иной. Важнее то, чем занимается компания, есть ли у нее свои технологии, потому что задача стоит развития технологических компетенций.
Мы проводим аналитику: что закупает у предприятий ОЭЗ наш регион, какую продукцию Липецкая область продает в другие регионы России и за рубеж. И от этого у нас формируется понимание того, какой инвестор нам необходим.
Уделяя много внимания аналитике рынка, понимаем, где сейчас может быть рывок с точки зрения бизнеса, какие ниши надо развивать, учитываем и рекомендации правительства РФ по развитию приоритетных для страны отраслей. И в этом ракурсе начинаем общение с крупными холдингами, госкорпорациями, и уже совместно с ними вырабатываем некую бизнес-модель, бизнес-идею, которая могла бы «приземлиться» в Липецкой области. Выбираем компании, отвечающие нашим запросам, и с ними проговариваем, насколько им интересны дополнительные инвестиции в наш регион.
— Какие ниши в приоритете для региона?
— Прежде всего, станкостроение, машиностроение, строительная отрасль в части комплектующих, микроэлектроника. Ну и продовольственную безопасность никто не отменял, поэтому все направления, прямо или косвенно связанные с сельским хозяйством, это тоже наш приоритет, и здесь мы добились неплохих результатов. Сейчас на Елецком участке ОЭЗ сосредотачивается сельскохозяйственный кластер. Там уже функционирует один из самых современных в России и крупнейших в Европе заводов по производству средств защиты растений «Шанс Энтерпрайз».
В течение двух лет планируется построить два селекционных центра – по твердой пшенице и по плодовым культурам, малине и клубнике на Грязинском участке. В конце сентября экспертный совет прошел новый резидент – компания «Арлан-машины» – производитель бункеров-перегрузчиков. Бункеры-перегрузчики являются необходимым технологическим звеном при уборке и севе зерновых, а также при закладывании зерна на хранение в пластиковых рукавах.
— Насколько резиденты ОЭЗ «Липецк» интегрированы с предприятиями Липецкой области?
— Сделать такую интеграцию максимальной – наша задача. Уделяем много времени ознакомлению резидентов ОЭЗ с местными поставщиками. Стараемся убедить крупный бизнес в необходимости выезжать на предприятия среднего или малого бизнеса, чтобы воочию увидеть и оценить их возможности. Если в ходе таких поездок резидент увидит, что это предприятие потенциально может делать продукцию, которая ему нужна, не исключаю, что сам включится в модернизацию такого поставщика, чтобы получать продукт нужного ему качества.
Перестройка логистики на фоне изменившейся геополитической ситуации дала серьезный импульс импортозамещению. Мы видим, как многие предприятия за последние полгода в разы увеличили локализацию своих производств. В ОЭЗ есть примеры, когда резиденты около 90% компонентов локализовали. И есть много примеров, когда команды предприятий ищут поставщиков внутри России.
Если раньше фокус был на ЦФО, то сейчас участились поездки за Урал, потому что там наработаны серьезные компетенции в металлообработке и других направлениях. И их местные производители, видя возрастающий интерес к этим компетенциям, готовы вкладываться в модернизацию, потому что понимают, что это шанс стать надежным поставщиком для крупных компаний.
— Как быстро удается заполнять освободившиеся после ухода зарубежных компаний ниши?
— Благодаря сильному аналитическому звену в команде мы быстро изменили вектор поиска инвесторов и подход к работе с ними. До 2022 года ориентир, преимущественно, был на европейские компании. Мы и позиционировали себя как площадку с некой европейской философией и идеологией. Сейчас активно прорабатываем развитие взаимодействия со странами Азии.
Причем процесс интеграции с партнерами из Азиатско-Тихоокеанского и Ближневосточного регионов начался раньше событий 2022 года. Например, на основе заключенных в 2021 году договоренностей в этом году свидетельство резидента в ОЭЗ «Липецк» получил крупный игрок на рынке металлургической продукции в Китае с годовым объемом производства в 500 тыс. тонн – компания «Сибу Индастриэл».
В рамках ОЭЗ китайский инвестор планирует запустить завод по выпуску огнеупорной продукции с инвестициями на уровне 3,7 млрд руб. Это первый китайский инвестор в нашей ОЭЗ. Долгие и сложные были с ним переговоры. Это другая культура, к которой нам нужно приноравливаться. К примеру, инвестор был очень взыскателен к конфигурации участка, исходя из философии фэн-шуй.
Надеемся, что «первая ласточка», вопреки известной пословице, «погоду сделает»: для китайских бизнесменов очень важно то, что у нас называют «сарафанным радио» – отзывы соотечественников, которые уже работают в России.
Для представителей Китайской торговой палаты по импорту и экспорту машиностроительной и электронной продукции (объединяет более 15 тыс. поставщиков оборудования для промышленности) организовали виртуальную экскурсию на действующие производства китайской Angel Yeast Co., Ltd (один из крупнейших в мире производителей дрожжей) «Ангел Ист Рус», ведущего российского производителя замороженного картофеля ООО «Ви Фрай», а также двух площадок ОЭЗ «Липецк» – «Грязинской» и «Елецкой». Мы предложили палате ряд проектов на территории региона – участие в машиностроительном кластере, строительстве складских распределительных центров и развитии информационного сотрудничества между бизнесом Липецкой области и членами организации.
Думаю, массового прихода китайских инвесторов пока, по крайней мере в ближайшем времени, ожидать не приходится. Для нас прорыв уже в том, что они хотя бы узнали, что есть ОЭЗ «Липецк», есть инфраструктура, есть рынок сбыта. Китайские бизнесмены понятны нам с точки зрения движущих мотивов – для них первичен сам бизнес, их больше интересует или ресурсная база, или рынок сбыта, а льготы – в меньшей степени. Поэтому диалог достаточно простой. Мы общаемся с несколькими китайскими ассоциациями.
У нас небольшой опыт взаимодействия с инвесторами из Турции, ОАЭ, и этот пробел активно заполняем в текущем году.
В июне 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме администрация Липецкой области подписала соглашение о сотрудничестве с ассоциацией «Российско-турецкий диалог», которая была создана по инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей. В октябре состоялась бизнес-миссия турецкой делегации в Липецкую область. Потенциальных инвесторов из этой страны в первую очередь интересует возможность кооперации с липецкими партнерами.
Надо сказать, 2022 год мы начали достаточно активно: уже в первом квартале привлекли трех новых резидентов. И самый большой успех, думаю, в том, все эти три компании уже приступают к реализации проектов. Сейчас требование резидентов – за год-полтора подойти к открытию завода. Соответственно это диктует ускорение и нашей работе. Ситуация высвобождения ниш заставляет действовать без раскачки, здесь и сейчас. Обстоятельства на рынке меняются очень быстро и через полгода этих ниш может уже не быть.
Если посмотреть на привлеченных в этом году инвесторов, то из 7 резидентов 6 – российские компании и одна, как я уже сказал, китайская.
— Реализация каких проектов на территории ОЭЗ «Липецк» приостановлена и по каким причинам?
— У нас только американская компания Honeywell («Хоневел») закрыла свою деятельность в начале лета. Думаю, мы близки к тому, чтобы сообщить о переоткрытии этого предприятия. Удалось найти общий язык с компанией, пришли к выводу, что в первую очередь, важно сохранить производство, трудовой ресурс.
По всем остальным проектам, которые планировались за последние два-три года, все идет по плану. Можете назвать это аномалией ОЭЗ «Липецк», но приостановленных проектов нет. Есть какие-то сдвиги по срокам в связи с изменением логистики поставки оборудования, но это месяц-два. Были прецеденты в начале года, когда предприятия приостанавливали работу из-за формирования новой логистики поставок, но переориентация уже произошла.
Мы надеемся, что наши коммуникации с резидентами – одна из причин, почему в нашей ОЭЗ все продолжают работать.
— Согласно отчету Минэкономразвития РФ о результатах работы особых экономических зон за 2021 год, ОЭЗ «Липецк» вошла в число особых зон с наиболее высокими показателями эффективности. Каких результатов по параметрам этого рейтинга ожидаете к концу текущего года?
— Наш рейтинг соответствия выставленным Минэкономразвития параметрам составил 97,7%. Показателей, которым нужно соответствовать, достаточно много. Основными для себя считаем уровень привлечения инвестиций, привлечение самих инвесторов, создание рабочих мест. Остальные показатели во многом зависят от этих.
Если говорить о перспективах следующего года, не могу раскрывать инвестиционные планы компаний. Со многими резидентами у нас подписаны соглашения о неразглашении, и мы эти обязательства выполняем.
Порядка 10 компаний у нас в режиме «приземления» в ОЭЗ. Есть два-три крупных проекта с объемом инвестиций 10 млрд плюс на Елецкой площадке.
Там нужны якорные инвесторы, которые станут локомотивом привлечения более мелких компаний в формате общего кластера. Там у нас уже сформировался небольшой агро-логистический кластер по производству семян и средств защиты растений. Будем формировать участок под пищевую промышленность.
Елецкую площадку готовим под новых резидентов. Одна из наших «фишек», как сейчас модно говорить, в том, что инфраструктура строится в ОЭЗ «Липецк» на опережение, с учетом примерного количества инвесторов, которые могут зайти в следующем году. Готовых сетей хватит на текущий и следующий год. Создаем задел на два-три года вперед. Губернатор поставил нам задачу ежегодно привлекать 6–7 новых резидентов, и мы ее рассчитываем выполнять.
— Какую долю в показателях эффективности ОЭЗ занимают созданные управленческие механизмы?
— 50% точно это работа команды. Губернатор требует, чтобы мы разговаривали с бизнесом на одном языке. Думаю, нам это удается, потому что ни один из инвесторов, с которыми мы вели переговоры, уже не искал площадку в других регионах. Они оценивают ту вовлеченность команды, которая у нас есть при решении вопросов инвесторов. Когда бенефициар бизнеса понимает, что с ним говорят на одном языке, регион заинтересован в реализации проекта, это снимает все вопросы.