Говорят, не повезет
Мэрия не нашла перевозчиков на большую часть разыгранных маршрутов
В Перми завершились торги на пятилетнее обслуживание автобусных маршрутов. Из 22 аукционов городских властей состоялись только восемь. В отсутствие конкуренции три лота получило МУП «Пермгорэлектротранс», обеспечив себе объем работ для новых автобусов, полученных в рамках федеральной программы. Еще пять достались ООО «Дизель» пермского депутата Эдуарда Мирзамухаметова. Остальные участники рынка не смогли принять участие в торгах из-за отсутствия определенного федеральным законодательством опыта исполнения муниципальных контрактов и экономически невыгодных условий.
Вчера стали известны итоги электронных аукционов на пятилетнее обслуживание автобусных маршрутов в Перми. Из 22 лотов, выставленных на аукцион, победителей удалось определить только по восьми, остальные аукционы не состоялись из-за отсутствия участников.
Три лота получило МУП «Пермгорэлектротранс» (ПГЭТ), пять — ООО «Дизель» депутата Пермской думы, перевозчика Эдуарда Мирзамухаметова. ПГЭТ выиграл маршруты №8, 62, 63 с начальной ценой в 859,6 млн руб. и №30 (431,5 млн руб.). По данным «Ъ-Прикамье», ПГЭТ планирует использовать на этих линиях 60 новых автобусов, купленных в рамках федеральной программы «Безопасные качественные дороги».
Компании господина Мирзамухаметова будут обслуживать маршруты №7 и 12 (285,6 млн руб.), №39, 41 (272,3 млн руб.), №54 (226,1 млн руб.), №58 (232,7 млн руб.). Как сообщается на сайте gortransperm.ru, «Дизель» господина Мирзамухаметова сейчас обслуживает около 20 автобусных маршрутов (№5, 7, 9, 12, 16, 18, 24 и другие). Кроме того, предприниматель в суде оспаривает аукционную документацию по лоту 14 (маршрут №33).
Напомним, этой осенью администрация Перми объявила аукционы, по результатам которых должны были быть заключены пятилетние контракты на обслуживание ранее не разыгранных городских автобусных маршрутов. В целом на торги было выставлено 22 лота, включающие один или несколько маршрутов (всего более 30 маршрутов). Начальная стоимость лотов варьировалась в среднем от 200 млн до более 800 млн руб. Согласно конкурсной документации, к обслуживанию части маршрутов нужно приступить уже в декабре текущего года, к обслуживанию некоторых автобусных линий — в апреле 2023-го. Все контракты рассчитаны по ноябрь 2027 года. Участвовать в конкурсах могут перевозчики, имеющие автобусы не старше 2019 года выпуска, оснащенные кондиционерами, медиапанелями и видеонаблюдением. Стоит отметить, что мэрия предпринимает уже не первую попытку разыграть эти контракты. Но и прежние торги признаны несостоявшимися из-за отсутствия интересантов.
Как сообщили в городском департаменте транспорта, ряд перевозчиков не участвовали в торгах из-за отсутствия необходимого опыта исполнения контрактов. «Это обязательное требование согласно федеральному законодательству. После завершения текущих контрактов необходимый опыт у большинства перевозчиков появится, что позволит им участвовать в повторных торгах весной 2023 года. До этого времени на обслуживание маршрутов будут заключены короткие контракты»,— заметили в департаменте транспорта.
Депутат Пермской гордумы Эдуард Мирзамухаметов не стал комментировать свое исковое заявление об оспаривании аукционной документации на маршрут №33. Господин Мирзамухаметов полагает, что большинство контрактов на автобусные перевозки остались неразыгранными из-за норм федерального законодательства, сужающих доступ участников к торгам. Собеседник обратил внимание, что сейчас готовятся изменения в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», связанные с отменой необходимости подтверждать опыт исполнения одного муниципального контракта в размере не менее 20% от стоимости разыгрываемого контракта. Сейчас некоторые перевозчики не могут предоставить такие сведения об опыте, поскольку большинство из них несколько лет работало по «коротким» контрактам с малой стоимостью, говорит перевозчик. Новая редакция закона отменит либо скорректирует это требование. «Никакой спешки в проведении аукционов до изменения законодательства не было,— уверен Эдуард Мирзамухаметов.— В результате большинство долгосрочных контрактов на обслуживание маршрутов не состоялись. Сейчас участники рынка ожидают введения изменений. Тогда доступ к участию в аукционах на перевозки будет открыт более широкому кругу игроков, от этого выиграют все, в том числе пассажиры». Участники рынка полагают, что проведение торгов в нынешних условиях обеспечило объемом работ ПГЭТ. Муниципальный перевозчик практически в отсутствие конкуренции получил контракты для своих новых автобусов.
Известно, что иногородние перевозчики — подольское ООО «Автомиг» (входит в столичную ГК «Ранд-Транс») и московское ООО «РТ-Лайн», выигравшие в Перми в 2020 году крупные контракты, в нынешних аукционах не участвовали. «Цена за контракты экономически не обоснована»,— пояснил отсутствие интереса к торгам руководитель пермского филиала «Автомиг» Игорь Сасунов. По его словам, чтобы разыграть контракты, мэрии необходимо либо повысить стоимость рубле-километра, или изменить объемы работы, чтобы повысить рентабельность. Бизнесмен заметил, что расценки нынешних аукционов оказались даже чуть ниже, чем в 2020 году. В то же время стоимость запчастей, бензина и других составляющих заметно выросла.
По мнению перевозчика Александра Богданова (ООО «Вираж», ООО «Сити-Бас» и другие), бизнес не заинтересовали конкурсы городских властей по финансовым соображениям. Пятилетний срок обслуживания контрактов слишком велик из-за проблем экономического планирования на такой долгий период, считает предприниматель. К примеру, по условиям контрактов перевозчики должны использовать транспорт не старше 2019 года выпуска, тогда как новый автобус сейчас стоит примерно 18 млн руб. Господин Богданов заметил, что, просчитав экономическую составляющую обслуживания маршрутов, нашел для себя подряды невыгодными.