«Маршаку» добавили зрелости
Воронежский детский театральный фестиваль затронул взрослые темы
В Воронеже на минувших выходных завершился восьмой детский театральный фестиваль «Маршак». Не все изначально заявленные спектакли были показаны, но, по мнению корреспондента «Ъ-Черноземье» Александра Прыткова, с задачей расширения диапазона организаторы справились. Сразу несколько постановок подняли схожие сложные темы, поговорив с малышами и подростками о смерти, а также о том, что не стоит доверять первому впечатлению в составлении мнения о других.
Восьмой детский театральный фестиваль «Маршак» прошел в дни осенних каникул с 30 октября по 6 ноября. За это время 15 театров устроили 42 показа 20 спектаклей и прошло 11 событий дополнительной программы, в которую включены мастер-классы, лекции, творческие встречи, читки современных пьес для подростков и книжная ярмарка. По данным организовавшей форум дирекции Платоновского фестиваля, «Маршак» посетили более 12 тыс. человек.
Фестиваль традиционно проходит раз в год в осенние каникулы. Но в нынешнем году это был уже второй «Маршак» — весной показали программу седьмого форума, перенесенного с прошлой осени из-за коронавируса. Тот фестиваль состоялся после начала специальной военной операции и вольно или невольно частично отразил эту ситуацию. Для осеннего «Маршака» дирекция уже специально подготовила несколько спектаклей на весьма непростые темы: «Все, что касается темы взросления, может быть в программе». При этом анонсировавшиеся для подростков постановки не смогли доехать до Воронежа, всего отменилось пять гастролей. Спектакли были заменены другими, также поднимающими непростые темы — и для куда более маленьких зрителей.
Один из таких — «Лев и Птичка» (6+) петербургского Большого театра кукол — впрямую говорит о смерти. Режиссер Владислав Тутак поставил его по мотивам книжки-картинки Марианны Дюбюк и специально добавил в него эту тему. В оригинале Лев просто страдает от одиночества, пока не встречает сломавшую крыло Птичку. Для большей убедительности в спектакле Лев страдает не просто так, а потому что недавно умерла Львица. Сама постановка стилизована под средневековый балаган. Эмоции доведены до гротеска, Лев громко (а как иначе завлечь площадную публику) стенает, преувеличенно бьется о надгробие подруги, то и дело начинает рыть себе могилу. Спектакль сделан на грани фола: маленькие зрители все же смеются, а не хмурятся. Но вместе с тем воспринимают тему утраты, а заодно и знакомятся с историческими корнями кукольного театра.
Куда более серьезно с темой смерти и ужасов войны работает другой петербургский спектакль — «900 хлопьев снега» (10+). Его сделали театральное товарищество «Комик-трест» и Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. В Воронеже постановка впервые была показана именно на театральной сцене. В основе сюжета — один блокадный день девочки Яси. Она ждет маму в стылой квартире, играет с любимым плюшевым мишкой и другими найденными игрушками, в том числе складывает из кубиков слова «стужа» и «еда», пытается найти хоть что-то съедобное, борется с подступающей смертью. Атмосферности добавляют транслирующаяся на декорации-окна хроника блокады и реквизит: игрушки, посуда и прочее — это немного увеличенные реплики настоящих музейных экспонатов. Гнетущее впечатление несколько разбавляет финал, в котором дети (в Воронеже — участники местной театральной студии) поют и высаживают цветы. Но перед ним Яся видит маму, которая, как показали ранее на экране, чуть-чуть не дошла до дома.
Не менее щемящий спектакль — московского Театра Романа Виктюка «Беглецы» (12+) по одноименной книге Ульфа Старка. Это история о дружбе двух Готфридов — несносного сквернословящего дедушки и внука. Они, в отличие от отца Готфрида-младшего, прекрасно ладят. Вот только дедушка все время находится в больнице, а навещать его внук часто не может. Несмотря на это, однажды ребенок помогает сбежать деду на выходные в родной дом на далеком острове, и за этот уикенд многое меняется: старший начинает добреть и хорошо себя вести, младший же понимает, что дедушка всегда будет в его памяти. Даже после того, как тот совершил еще один побег — на этот раз ото всех и навсегда.
Другой замененный спектакль «Гадкий утенок» (4+) петербургского театра кукол «Бродячая собачка» поднимает тему принятия других. Постановка по знаменитой сказке Андерсена о всеми отвергнутом птенце, который вырос в прекрасного лебедя, специально сделан для фестивального проката. Датский режиссер Жак Матиссен намеренно поставил его без слов, актеры лишь подражают голосам птиц (крякают и кудахчут сами, а также используют охотничьи манки), а через кукол точно передают пластику животных.
Эту тему продолжил и закрывший фестиваль мюзикл «Карлик Нос» (6+) пермского Театра-Театра по не менее знаменитой сказке Гауфа о превращенном в уродца мальчике. История станцована и пропета в лучших традициях — песни и музыка написаны специально, костюмы яркие, народу много, трюки эффектные (одного из персонажей, Гусыню, поначалу даже играет настоящий гусь) — и местами похожа на постановку о другом известном уроде, горбуне из «Собора Парижской Богоматери».
Совмещает темы смерти и принятия других, а также затрагивает тему семейных отношений спектакль, показанный в середине «Маршака»,— «Василисса» (12+) московского Российского академического молодежного театра. Жанр постановки обозначен как «роуд-муви по русскому фольклору», а в ее основе лежит специально написанная для театра пьеса Марии Малухиной. Василисса — девочка, что живет на краю леса с хмурыми родителями, которые почему-то не общаются с жителями соседней деревни. И несмотря на все старания, папа и мама удержать дочь не могут, ее тянет в лес, населенный всякой нечистью.
В итоге Василисса все же отправляется в опасное путешествие в компании молодого волколака, чтобы узнать всю правду о себе. Спектакль обходится без декорации, но атмосферу создает кавер-версиями популярных песен, яркими образами (жители деревни в страшных скоморошьих масках, Полуденница с окровавленным сердцем, Берендей, выглядящий и изъясняющийся как браток) и пугающими эффектами, в том числе с использованием бутафорской крови.
Вся эта мрачная история ставит важный вопрос — кто тут большая нечисть, человек или волшебные существа.
Израильский театр представил на Маршакфесте моноспектакль об одиночестве
Моноспектакль «Маленькая любимая машинка» тель-авивского театра Орнана Брайера был показан в Воронеже 6 ноября, в последний день фестиваля «Маршак», впервые в России. Постановка стала единственным иностранным шоу в программе. Действие бессловесной постановки полностью сосредоточено вокруг главного героя и его удивительной машинки, которая умеет и стирать, и готовить, и проигрывать музыку, одновременно являясь для человека и другом, и домом.
Декорации и реквизит — обычные вещи, которые можно найти в любом сарае, плюс проектор, дорисовывающий глубины внутреннего мира машинки подобно чьему-то богатому воображению. То, как герой взаимодействует с собранной из невообразимого количества вещей машинкой, напоминает игру малышей с предметами.
Предназначенный для самых юных зрителей спектакль смог о многом сказать и взрослым. Напомнить о том, как многообразен мир — и как много заложено внутри нас самих; как важно учитывать потребности другого и как много сил иногда нужно потратить, чтобы наладить взаимодействие с кем-то; как много смелости нужно, чтобы пустить кого-то в свой внутренний мир. О том, что спектакль не только для детей, говорит и сам Орнан Брайер: «Дети могут насладиться шоу, но оно — об одиночестве и других взрослых штуках». И действительно, пока дети играют, сидя на подушках прямо перед сценой, взрослые за их спинами думают о чем-то более серьезном — например, о причинах, по которым в этом маленьком сценическом мире остался всего один человек.
«Маршаку» добавили зрелости
В Воронеже на минувших выходных завершился восьмой детский театральный фестиваль «Маршак». Сразу несколько постановок подняли схожие сложные темы, поговорив с малышами и подростками о смерти, а также о том, что не стоит доверять первому впечатлению в составлении мнения о других.