Автопродажи сдали назад
Почему россияне стали меньше покупать машины
После четырех месяцев роста продажи новых машин опять рухнули, при этом рынок автокредитов перешел к восстановлению. По итогам октября дилеры продали на 64% меньше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Не спасает и то, что в автосалонах стали появляться машины известных брендов, которые до сих пор не были представлены в России. Поддерживают рынок в основном продажи авто, которые попадают под программу льготного кредитования, но и этот сегмент ограничен. Подробности — у Владислава Викторова.
В июне участники рынка получили первые позитивные данные о продажах машин за 2022 год. По сравнению с маем объемы увеличились на символические 3 тыс., до 27 с небольшим тысяч штук. Эти цифры намного ниже прошлогодних, но оптимизма в отрасли стало чуть больше. Последующие месяцы должны были закрепить этот тренд, но в сентябре началась частичная мобилизация, и покупка автомобилей отошла на второй план, поэтому продажи в октябре ожидаемо упали — сразу на 64%. Но повлияли еще и высокие цены, а также отсутствие выбора, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:
«Нет никакого замещения, поскольку почти все китайские автопроизводители по итогам 10 месяцев в минусе. В КНР до сих пор сохраняются коронавирусные ограничения, также есть проблема с логистикой. Китайцы не могут по щелчку пальцев, как все надеялись, взять и поставить нужный объем. В автопроме быстро ничего не происходит. АвтоВАЗ сидит как на вулкане — то один поставщик проблему подкидывает, то другой».
Автодилеры пытаются пополнять запасы необычными новинками. После того, как власти разрешили параллельный импорт, делать это стало проще. Так, в продаже можно найти минивэн Volkswagen Multivan T7 за 8-9 млн руб. или седан Bora почти за 2,5 млн руб. Последний собирали на китайском заводе немецкой компании под местный рынок. Из подобных вариантов клиентам доступны кроссоверы Mitsubishi Expander из Индонезии. Однако эти авто не могут стать драйверами продаж, говорит президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов:
«Что касается предложения, да, определенное есть, но никакой параллельный импорт, никакие схемы с завозами машин не могут глобально повлиять на российский рынок и продажи.
Сейчас появилось много энтузиастов, которым кажется, что через тот или иной коридор можно что-то провезти и заработать денег. К сожалению, они только потеряют средства, поскольку потребитель перешел в осознанную фазу потребления».
Как отмечают собеседники “Ъ FM”, покупка машины во многом зависит от экономического настроения граждан. А оно у россиян несколько улучшилось, если сравнивать с тем, что было сразу после объявления частичной мобилизации. Это косвенно понятно по объемам выдачи автокредитов. По данным ВТБ, в октябре показатель вырос на 7% по сравнению с сентябрем. То, что рынок стабилизировался, подтверждает и пресс-секретарь «Открытие Авто» Елена Проценко.
Происходит это в основном за счет продаж машин Lada и льготных кредитов, говорит она: «Несмотря на то, что некоторые клиенты в прошлом месяце отложили покупку автомобиля из-за геополитической напряженности, выдачу в целом, как и ожидалось, поддержала программа льготного автокредитования.
Наша выдача по ней также демонстрирует стабильный рост. К примеру, в октябре треть оформленных автокредитов в банке пришлась именно на нее. Если не будет новых потрясений для бизнеса и будет покупательная способность, ноябрь может вернуть рынок к росту. Залогом наверняка послужит стабильность на оставшихся производствах и необходимость поддержания сбыта машин за счет скидок».
При этом в ВТБ рассчитывают, что по итогам четвертого квартала все банки выдадут кредиты на 175 млрд руб., и тогда общий результат за год достигнет 670 млрд руб. Для сравнения: в прошлом году объемы выдачи автокредитов в России превысили 1 трлн руб.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал "Ъ FM".