Законопроект о цифровой рекламе помножили на ноль

Операторы могут выдохнуть

Депутаты Государственной думы во втором чтении единогласно проголосовали против законопроекта о создании единого оператора наружной цифровой рекламы и электронных объявлений физических лиц на специализированных сайтах в интернете. В первом чтении, в июле, законопроект был поддержан большинством депутатов. Однако вызвал неодобрительную реакцию со стороны участников рынка и региональных парламентариев. Против закона выступило и правительство Санкт-Петербурга. Сегодняшнее решение эксперты считают единственно верным.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Отклонить законопроект без всякого обсуждения рекомендовал Совет Госдумы еще 7 ноября. О том, что инициатива не получит поддержки, написали сразу несколько СМИ со ссылкой на источники, а также вице-спикер Госдумы Владислав Даванков в своем телеграм-канале.

Поправки в закон «О рекламе» внес на рассмотрение заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов еще 8 июля, а уже через неделю законопроект успешно прошел первое чтение. Господин Кирьянов свою инициативу в пояснительной записке объяснил тем, что наружная реклама — «уязвимый» сектор в информационной сфере, которым могут воспользоваться «недружественные страны в целях нанесения ущерба» России. 15 июля за законопроект проголосовали 266 депутатов: 265 из «Единой России» и один из ЛДПР. Три другие партии — КПРФ, «Справедливая Россия» и «Новые люди» — проголосовали против. Во вторник, 8 ноября, депутаты были уже единогласны: все выступили против.

Законопроект предполагал создание единого оператора, который единолично смог бы управлять всей цифровой наружной рекламой и контролировать ее. Кроме того, под его контролем оказались бы объявления физических лиц, размещенные на специальных онлайн-площадках, таких как «Авито» и «Юла». О том, что принятие такого закона станет «катастрофой» для отрасли, представители «Авито» говорили еще в июле.

Против законопроекта активно выступали власти Санкт-Петербурга. Официальную позицию Смольного высказал вице-губернатор Анатолий Повелий. От имени ЗакСа письмо с критикой закона на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина отправил спикер Александр Бельский. Кроме негативного влияния на рекламную отрасль, отсутствия государственного регулирования цен на услуги оператора, сокращения финансовых поступлений в городской бюджет, представителей петербургской власти волновало то, как инициатива скажется на архитектурном облике города. В законопроекте было прописано, что единый оператор не будет подчиняться прописанным правилам по установке рекламы, а значит, баннеры вновь смогли бы вернуться на центральные улицы Петербурга, считает руководитель фракции «Единая Россия» Павел Крупник. По его мнению, принятое решение стало результатом взаимодействия общества, бизнеса и власти.

«Законопроект предполагал снятие всех существующих нормативов по установке рекламы и отдавал это на откуп единому оператору. В Санкт-Петербурге есть четкие инструменты согласования, правила размещения вывесок и рекламных баннеров. Это все пытались аннулировать. На Невском снова можно было бы увидеть гигантские экраны, портящие вид и конструкцию исторических зданий рекламные баннеры. И все это было бы законным»,— рассказал о негативных последствиях для города, которые могли бы наступить, господин Крупник. Помимо этого, по словам депутата, город бы лишился многомиллиардных налогов, а все петербургские рекламные компании, которые с нуля выстраивали местный рынок в течение 20 лет, были бы разорены. Он отметил, что данный закон позволил бы монополизировать рекламный рынок, прикрываясь проведением специальной военной операции.

Председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ администрации Смольного Владимир Рябовол отмечает: «Сегодняшнее решение, принятое Госдумой, высоко оценили как представители бизнес-сообщества, так и субъектов РФ, участвующих в обсуждении законопроекта. Этот шаг позволит сохранить тысячи рабочих мест, налоговые поступления в бюджет и высокую конкуренцию на рынке. Все эти факторы создадут условия для его активного роста, развития и технологического совершенствования компаний. Прежде всего речь идет о поддержке субъектов малого и среднего бизнеса. Важно отметить единство позиций в данном вопросе как исполнительной, так и законодательной власти Санкт-Петербурга. Заседания рабочих групп и экспертных советов проходили в открытом режиме и носили абсолютно прозрачный, публичный характер. В этом смысле кейс, без преувеличения, можно отнести к академическому, почти идеальному алгоритму взаимодействия предпринимательского сообщества, общественных организаций, органов власти и СМИ, результатом которого стал ожидаемый, понятный для всех результат».

Надежда Ярмула

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...