Потребительская пассивность
Жители Татарстана с начала мобилизации урезали траты на покупки
В сентябре в Татарстане на фоне объявленной частичной мобилизации вновь — как после начала спецоперации — стал снижаться оборот розничной торговли. За месяц его падение составило 2,3%, хотя в предыдущие месяцы он рос. При этом население стало реже приобретать товары и услуги в долг: за девять месяцев объемы потребительского кредитования сократились почти на 40%. Эксперты ожидают дальнейшего снижения потребительской активности. По их словам, «экономическая неопределенность вынуждает отказываться от долгосрочных займов» и дорогих покупок.
По данным Татарстанстата, оборот розничной торговли республики в сентябре 2022 года составил 103,6 млрд руб. Это на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 2,3% меньше, чем в августе. Всего за девять месяцев объемы торговли упали на 2,4% — до 894,1 млрд руб.
До начала спецоперации РФ на Украине в республике наблюдался рост оборота розничной торговли. Однако в апреле объемы продаж сократились сразу на 10%. В последующие месяцы наблюдалось медленное восстановление потребительского рынка. Сентябрь стал первым месяцем, когда это восстановление остановилось.
Из данных статистики следует, что торговый оборот в Татарстане в сентябре сократился по всем группам товаров. Так, продажи пищевых продуктов и напитков за отчетный месяц снизились почти до 48 млрд руб. Это на 2,1% меньше, чем в августе. Оборот торговли непродовольственными товарами составил 55,7 млрд руб., что на 2,5% меньше, чем в августе. При этом за год оборот этими товарами сократился на 9,4%. «С учетом текущей ситуации большое снижение идет по автомобильной продукции. Изначально было то же самое по мобильным телефонам, технике»,— объяснял ранее заместитель министра экономики Татарстана Олег Пелевин.
Добавим, что цены на товары и услуги в Татарстане с начала года выросли на 10,7%. В том числе непродовольственные товары подорожали на 11,9%.
В то же время Татарстанстат не зафиксировал сокращения выручки ресторанов, кафе и баров в сентябре 2022 года. В отчетном месяце оборот общественного питания составил 5,3 млрд руб., что на 14,5% больше, чем в августе. К сентябрю прошлого года рост составил 1,9%. Ранее в компании Focus Technologies сообщали, что кафе и рестораны Казани после начала мобилизации потеряли почти 20% заказов и выручки. Участники рынка говорили о возможном сокращении штата сотрудников, под мобилизацию могли попасть повара. За счет чего удалось достичь роста выручки, в материалах Татарстанстата не поясняется. Вместе с тем представленная статистика также учитывает оборот столовых и организаций, осуществляющих поставку продуктов питания.
Рынок платных услуг в Татарстане по итогам сентября составил 28 млрд руб. Это на 2,8% больше, чем в августе. За год он вырос лишь на 0,6%. При этом рынок бытовых услуг в сентябре сократился на 1,4% — до 4,8 млрд руб.
Еще в начале года правительство Татарстана прогнозировало рост торгового оборота на 2,4%. Но после начала спецоперации РФ на Украине, эта оценка была пересмотрена. В результате, согласно прогнозу социально-экономического развития республики, подготовленного региональным Кабмином, по сравнению с предыдущим годом оборот сократится на 6,7%. Он может составить 1,17 трлн руб.
«Оборот и тенденции потребительского рынка, как правило, во многом зависят от сезонного фактора, настроений населения и от формирования или перестройки бизнес-процессов. Торговая отрасль является жизненно важной для экономического положения каждой страны и оказывает значительное влияние на ВВП»,— объясняет первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он отмечает, что власти вынуждены вводить «необходимые меры для стабильного функционирования внутренних рыночных процессов». «Помимо этого, формирование и поддержание объема товарных запасов в различных отраслях направлено на сохранение оптимальной нормы продаж, что является ключевым фактором для благоприятного развития розничной торговли»,— указывает эксперт.
Вместе с тем в Татарстане также сокращается рынок потребительского кредитования. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), сумма выданных займов на потребительские товары в республике за девять месяцев составила 62 млрд руб. Это на 39,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В целом по России сокращение составило 41,3%. «Выдача потребкредитов в текущем году схожа с ситуацией 2020 года с его „карантинной“ весной. Так, в обоих случаях вслед за весенним падением наблюдается тенденция к некоторому восстановлению сегмента потребительских кредитов. Объемы кредитования в текущем году также не так сильно уступают „пандемийному“ 2020 году»,— говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, снижение выдачи потребительских кредитов связано с частичной мобилизацией. «Есть риск и для банков. При выдаче кредита мобилизованному увеличивается шанс вынужденного предоставления кредитных каникул таким гражданам или полного списания займа»,— объясняет он. Также господин Чернов указывает, что «экономическая неопределенность вынуждает отказываться от долгосрочных займов, так как ставит под угрозу возврат кредитов как для самих заемщиков, так и для кредиторов». Он полагает, что в ближайшие месяцы тенденция на снижение количества одобренных займов продолжится.