Приговорный процесс
«Нитрам»: история самого массового убийства в Австралии
В прокат выходит «Нитрам», прошлогодний каннский конкурсант, предыстория массового убийства, случившегося в Порт-Артуре в 1996 году. Исполнитель главной роли Калеб Лэндри Джонс получил в Канне актерский приз, но это не единственный повод посмотреть мрачную картину, снятую австралийцем Джастином Курзелем.
Нитраму (Калеб Лэндри Джонс) уже давно за двадцать, но по повадкам он совершенный ребенок. Гиперактивный, упрямый, рыхлый и в то же время угловатый, стеснительный и агрессивный, с немытыми волосами — за что его частенько ругает мама (Джуди Дэвис) — и вялым лицом, которое оживляется только, когда парнишка поджигает петарду. Нитрам проводит время, слоняясь на районе у черта на рогах. Одноклассники считали его тупым, «нитрам» — это как раз прозвище, что-то вроде «тормоза». Он то едет к океану, чтобы посмотреть на могучих серферов, то вместе с ребятней запускает фейерверки.
Семья Нитрама живет на острове Тасмания, известном своей ядовитой фауной и британскими каторжниками, так что к чудачествам сына относится с усталым пониманием — здесь и не такое видали. Папа (Энтони Ла-Палья) безуспешно пытается изменить судьбу и дать близким, и прежде всего оболтусу-сыну, новый шанс: по его мнению, им поможет ипотека и семейное дело — отец хочет купить гостевой дом на берегу океана и заняться обслуживанием туристов. Мама меланхолично замкнулась в себе, она запрещает Нитраму кататься на доске, следит, чтобы штаны были постираны, и настоятельно советует заняться стрижкой газонов. Пытаясь получить свой первый заказ, Нитрам знакомится с эксцентричной дамой по имени Хелен (ее играет жена Джастина Курзеля Эсси Дэвис). Она любит подкармливать собак, менять автомобили, петь арии из комической оперы «Микадо» и одинока настолько, что готова взять на себя ответственность за белогривого юношу, даже если тот будет стрелять из пневматики прямо у нее во дворе.
Фильм Курзеля начинается с титра «основан на реальных событиях» и целых трех телефонных номеров экстренной психологической помощи, по которым могут позвонить зрители, живущие в Австралии. В основу сюжета действительно положены исторические события четвертьвековой давности, когда прототип главного героя Мартин Брайант, розовощекий и светловолосый парень под тридцать, совершил самое массовое убийство в истории Австралии, застрелив 35 человек и ранив еще более двадцати. Причины произошедшего установить не удалось, Брайант осужден на 35 пожизненных сроков и еще 1652 года заключения без права обжалования приговора.
Как чаще всего говорят в документальных сериалах пораженные свидетели, «едва ли мы когда-нибудь поймем, что привело к случившемуся». Наверно, это справедливо, но Курзель вместе со своим постоянным соавтором Шоном Грантом все-таки пытается разобраться, из чего выросла трагедия, реконструируя события, предшествующие расправе,— и неприкаянные мотания героя по микрорайону, и случайную гибель его странной подруги, и депрессию отца, опустившего руки после того, как его бизнес-план не сработал.
Огромная роль в этом процессе понимания, «из чего что пошло», достается сыгравшему главного героя Калебу Лэндри Джонсу. Актеру не просто так досталась награда Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Его Нитрам — человек неудобный и для себя, и для родителей, и для соседей, и даже для океана, который его не принимает. Чистое отчаянье, которое наливается катастрофой. Болезненную несоразмерность асоциального главного героя банальным обстоятельствам судьбы чувствуешь все сто с лишним минут экранного времени. По большому счету Нитрама принимают за своего только в оружейном магазине. Он входит туда с мешком денег и без всяких лицензий, а выходит с сумкой автоматического оружия. В девяностые ствол в Австралии можно было зарегистрировать уже после покупки. Буквально через 12 дней после убийств в Порт-Артуре законодательство Австралии будет пересмотрено, а меры, препятствующие свободному обороту огнестрельного оружия, серьезно усилены, хотя и это не поможет избавить население от всех стволов.
Однако «Нитрам», кажется, вовсе не про контроль над стрелковым оружием. Это не выпад социального критика. Скорей уж в этой работе Курзель продолжает свой дебют «Сноутаун» (2010), в котором бытописание серой действительности явно увлекало автора сильнее, чем чтение морали. Там режиссер безразлично наблюдал, как жизнь неизбежно порождает преступление и смерч зла подхватывает человека, навсегда унося его из знакомого мира. На фоне психодрома «Сноутауна» герои «Нитрама» могут показаться примерными учениками церковно-приходской школы, но тем страшней и необъяснимей трагедия, взрывающая их мир, словно проклятие высших сил. Мрачная предопределенность этой истории невольно заставляет вспомнить и о том, что за пять лет до этого Курзель осовременивал шекспировского «Макбета». «Так тихими шагами жизнь ползет // К последней недописанной странице» — под этими словами мог бы подписаться и любой из героев «Нитрама».
В прокате с 24 ноября
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram