Бульварщина высокого полета
«Вавилон-Берлин», 4-й сезон: актуальнее некуда
На «Кинопоиске» выходит четвертый сезон сериала «Вавилон-Берлин», где из бульварного сюжета рождается зловещий портрет невротизированного общества. Германия между двумя мировыми войнами предстает здесь одурманенной вязким мороком, когда из нищеты и отчаяния, экономического краха и политического хаоса рождается фашистское государство.
Когда Фриц Ланг снимал криминальные триллеры про шайку гипнотизера Мабузе или космическую фантастику про первый полет на Луну, то хотел доставить публике первоклассное развлечение. Но вышло так, что в этих фильмах самым пугающим образом отразился дух времени. Спустя сто лет «Вавилон-Берлин», самый декадентский немецкий сериал, почтительно подхватывает мотивы Ланга.
Четвертая часть истории о приключениях берлинского сыщика Гереона Рата (Фолькер Брух) начинается в канун нового 1931 года. Сладкоголосый певец (Макс Раабе) выводит со сцены клуба Moka Efti гипнотическую привязчивую мелодию «Ein Tag wie Gold»: «День как золото, а ночь как бархат и шелк, два шага влево, а затем вперед и назад. Привет Москве, Парижу и Вене, мы рождены танцевать — может, мы сошли с ума?» Шарлотта Риттер (Лив Лиза Фрис) из криминальной полиции пританцовывает под эту песню в магазине пластинок. Она еще не знает, что через неделю ее уволят, и она будет двадцать часов плясать в Moka Efti на танцевальном марафоне, чтобы выиграть главный приз в тысячу марок, пока ее менее выносливые соперницы не рухнут от переутомления. Сестра Шарлотты Тони (Ирен Бём), живущая на улице с шайкой бездомных, вместе с подельником заберется в новогоднюю ночь в роскошный универмаг, но дерзкий грабеж сорвется из-за полицейского рейда. Тем же вечером штурмовики НСДАП под предводительством Вальтера Штеннеса (Ханно Коффлер) замутят кровавую потасовку на улицах и будут громить витрины еврейских магазинов. Но полицейские предпочтут не вмешиваться. Только после того, как один из воришек упадет с крыши магазина и разобьется насмерть, следователь и Шарлотта прибудут на вызов. И там Шарлотта увидит своего романтического героя Гереона в повязке со свастикой в толпе опьяненных дракой штурмовиков.
Той же новогодней ночью богатый промышленник Ниссен (ударившийся в дикую эксцентрику и почти карикатурный Ларс Айдингер) подарит невесте гигантский бриллиант «Голубой Голдштейн» и запустит в воздух свою первую ракету — он лелеет мечту о полете на Луну, только зачем-то консультируется с инженерами о том, можно ли оснащать ракеты взрывными устройствами. Перед пуском веселые гости хором затянут: «Пять-четыре-три-два-один…» Здесь авторы «Вавилона-Берлина» Том Тыквер, Ахим фон Боррис и Хенрик Хандлёгтен делают глубокий реверанс Фрицу Лангу — обратный отсчет перед запуском придумал именно он для фильма «Женщина на Луне», который вышел в 1929-м, за год до начала действия четвертого сезона. Образ гения преступного мира Мабузе, доктора-гипнотизера, который овладевал сознанием люмпенов и аристократов, тоже переосмыслен в сериале: это зловещий доктор Шмидт (Йенс Харцер), который в новом сезоне будет испытывать действие первитина сначала на животных, а потом и на людях. Этот препарат наделяет бойца слабоумием и отвагой: маленький хорек под его действием способен загрызть волка, а щуплый злой парень — одолеть могучего противника.
Продюсеры сериала во главе с Тыквером планируют снять еще один, пятый сезон и закончить действие 1933 годом — они решительно не хотят иметь дело с пришедшим к власти Гитлером. Но автор серии романов про Гереона Рата, кёльнский детективщик Фолькер Кучер хочет дотянуть историю до 1938 года, чтобы показать, как Германия пришла к войне. В нынешнем сезоне уже проклевываются ее предпосылки. В Берлине образца 1931 года маленькому человеку живется нелегко. Экономика развалена, журналистов сажают в тюрьму за госизмену (отдельный сюжет сезона посвящен журналисту Кательбаху, который опубликовал статью о тайном перевооружении армии), суд и полиция коррумпированы. По всей Германии действует тайная организация «Белая рука» во главе с безумным судьей, который объявил охоту на беспризорников и возомнил себя богом карающим, а в столице набирают силу мафиозные «борцовские клубы» из бывших заключенных. Без привета Москве тоже не обошлось: новый сезон сериала привычно наводнен русскими, которые шпионят на Неметчине в преддверии новой войны (по тем же улицам, по-видимому, уже ходит Штирлиц, не думающий о секундах свысока).
Из всей этой пестрой криминально-шпионской бульварщины с десятком переплетающихся сюжетов неожиданно складывается рассказ о том, что человек склонен всегда наступать на те же грабли: из пучины экономического и политического хаоса он хочет подняться при помощи сильной руки и новой войны.
Смотреть: «Кинопоиск»
Подписывайтесь на канал Weekend в Telegram