О чем поет степная пицца
Сеть пиццерий из Перми выходит за рубеж
Впервые пермские рестораторы решились на реализацию зарубежного проекта. Региональная сеть ресторанов Petruccio совместно с казахстанским холдингом «Белес», специализирующимся на производстве муки и подсолнечного масла, откроют заведение в городе Уральске, расположенном в европейской части республики. В дальнейшем Petruccio может запустить в Казахстане еще несколько точек, которые будут развиваться по франчайзинговой модели. Участники рынка считают, что за счет универсальности итальянской кухни проект может стать успешным, но отмечают, что для этого нужно учесть не только вкусовые предпочтения местных жителей, но и особенности их менталитета.
Ресторан Petruccio в Уральске начнет работать в конце ноября — начале декабря 2022 года. Как рассказал «Ъ-Прикамье» сооснователь и директор сети Александр Нагаев, это будет небольшое заведение в отдельном помещении в центре города.
Новый ресторан Petruccio создан в партнерстве с казахстанской ГК «Белес», специализирующейся на производстве муки и подсолнечного масла. Господин Нагаев пояснил, что они с владельцем и гендиректором группы компаний Муратом Джакибаевым несколько лет назад вместе учились в Стокгольмской школе экономики, и сейчас решили запустить совместный проект. «В настоящий момент разрабатываем новый для Казахстана продукт — специальную муку для выпечки настоящей итальянской пиццы. Привлекли к процессу нашего бренд-шефа из Италии Доменико Капорузо. Он непосредственно будет работать над продуктовой линейкой мукомольного завода „Белес“ и открытием первой в Казахстане пиццерии „Петручио“. Мука от „Белеса“ будет представлена как на казахском, так и на российском рынке. Думаю, что такая коллаборация с местным партнером поможет обоим: „Белес“ запустит высококлассный продукт, с которым выйдет на неосвоенные рынки и получит новых клиентов, а „Петручио“ с поддержкой мощного предприятия может быстро развиться в Казахстане»,— полагает руководитель Petruccio.
Сумму инвестиций в открытие казахстанского ресторана и распределение долей в нем между партнерами Александр Нагаев не раскрыл, но сообщил, что общая сумма вложений составит не больше, чем расходы на запуск пиццерии в Перми. Если проект окажется успешным, то Petruccio рассмотрит возможность открытия в Казахстане еще нескольких заведений. Предприниматель уточнил, что первая пиццерия откроется под непосредственным управлением владельцев Petruccio, а дальнейшее развитие сети на территории республики возможно по франчайзинговой модели.
По мнению господина Нагаева, Казахстан — перспективный рынок для заведений сети, так как ресторанов «с аутентичной итальянской пиццей в Уральске нет, да и в Казахстане их немного». Вместе с тем он отмечает, что пришлось учесть особенности местной кухни: из меню будут исключены блюда из свинины, но добавятся блюда с бараниной и кониной. Кроме того, в пиццерии в Уральске не будут предлагать алкоголь. «Будем сочетать итальянские подходы с запросами жителей республики»,— заявил бизнесмен.
Отметим, что это первый зарубежный проект пермских рестораторов, до этого лишь открывавших заведения в других городах РФ. Участники рынка отмечают, что состоятельные пермяки непублично инвестируют в ресторанную отрасль за рубежом, в особенности в ОАЭ, но это не является для них профильным видом бизнеса.
Сеть ресторанов Petruccio была основана пермскими предпринимателями Александром и Яной Нагаевыми в 2015 году. Основными блюдами ее заведений являются пицца и паста, однако со временем меню Petruccio было дополнено блюдами азиатской кухни и бургерами. В Перми на данный момент работает шесть ресторанов сети. Ими управляет ООО «Петручио», директором и единственным собственником которого является господин Нагаев. По данным Kartoteka.ru, выручка общества за 2021 год составила 69,6 млн руб., чистая прибыль — 2,3 млн руб.
В 2020 году владельцы Petruccio открыли первый ресторан за пределами Прикамья — в московском ТЦ «Высота». Работу этого заведения контролирует ООО «Петручио 2020». Его учредителями в равных долях выступают бывший исполнительный директор генкомпании «Т Плюс» Роман Нижанковский и Людмила Нагаева, руководителем числится Александр Нагаев. Выручка данной компании в прошлом году составила 21,2 млн руб., чистая прибыль — 1,5 млн руб.
ГК «Белес» была основана Муратом Джакибаевым в 2009 году. Сейчас она представляет собой вертикально интегрированный холдинг, в структуру которого входят семь компаний: сельхозпредприятие «Авангард», сервисно-заготовительный центр «Агротраст», мукомольный комбинат «Белес-Агро», комбинат хлебопродуктов «Ак кайнар», комбинат по переработке масличных культур «Теректі май комбинаты», а также ТОО «Белес-Маркет», отвечающее за продвижение и реализацию продукции, и ТОО «Евразия Экспорт», занимающееся экспортно-импортными операциями и логистикой. По информации на сайте ГК «Белес», общий объем переработки зерна его предприятиями составляет 350 тонн в сутки, маслокомбинат ежедневно перерабатывает 180 тонн сырья. Информация о финансовых показателях компаний холдинга в открытом доступе отсутствует.
Сооснователь ресторанной группы Barmanagement.pro (бары Rob Roy, Mai Tai, Curtiss, ресторан Nolan wine & Kitchen, бистро «Лапшичная») Николай Канищев затрудняется оценить, насколько сейчас подходящее время для выхода на зарубежные рынки общепита. Вместе с тем он отмечает, что такое меню, как у Petruccio, всегда будет актуально в любой стране, в том числе в Казахстане. «Кафе и ресторанов с исключительно местной кухней в любой стране не так много. Возьмем даже Россию, где пельменные и чайные скорее уникальные заведения, чем распространенное явление. Национальную еду люди, как правило, едят дома, а выходя в ресторан, хотят попробовать что-то другое. Итальянская и японская кухни пользуются наибольшей популярностью, так как среди всех мировых кухонь они являются одними из самых вкусных и доступных»,— поясняет господин Канищев.
Ресторатор Олег Ощепков, развивающий кафе «Маркс» и гриль-бар «Улитка», считает, что даже при открытии за рубежом такого универсального заведения общепита, как пиццерия, могут возникнуть риски «культурологического и ментального свойства». «Местную специфику все же нужно учитывать. При запуске ресторанного проекта в другой стране необходимо детально изучить не только вкусовые предпочтения местных жителей, но и другие особенности — в какое время они обычно приходят поесть, в каком количестве и в каком составе посещают заведения и так далее. Но это, пожалуй, единственный момент, когда могут возникнуть сложности, в остальном же ресторанный бизнес везде строится примерно одинаково. Если предприниматель смог выстроить работу с персоналом и поставщиками, наладить взаимодействие с клиентами и разработать стратегию продвижения в России, то и за границей у него есть все шансы это сделать»,— полагает господин Ощепков.