Выстрелы срикошетили в правительство
Пакистанская оппозиция требует досрочных выборов после покушения на Имрана Хана
Пакистанская оппозиция в четверг начнет общенациональный марш на Исламабад с требованием досрочных выборов. Первая попытка его провести 3 ноября была сорвана из-за покушения на экс-премьера Имрана Хана, возглавлявшего шествие. В этот раз он из-за огнестрельных ранений не может принять в нем участие, в связи с чем во главе колонны пойдет бывший глава МИД Пакистана Шах Махмуд Куреши. Экс-премьер назвал заказчиками покушения действующего премьер-министра Шехбаза Шарифа и ведущих силовиков. В ответ армейское руководство требует возбудить против Имрана Хана уголовное дело за клевету на вооруженные силы.
Переносившийся дважды на этой неделе «Долгий марш за реальную независимость», участники которого за несколько дней рассчитывают дойти до столицы страны Исламабада, возобновится в четверг. Сторонники ведущей оппозиционной партии «Пакистан Техрик-е Инсаф», возглавляемой экс-премьером Имраном Ханом, отправятся в поход из того самого города Вазирабада, где в прошлый четверг во время митинга оппозиции из толпы прозвучали несколько выстрелов в лидеров протеста.
Стоявший на крыше грузовика Имран Хан получил несколько огнестрельных ранений, кроме того, были ранены сенатор Фейсал Джавед, глава регионального отделения «Пакистан Техрик-е Инсаф» и еще несколько человек. Один из участников митинга погиб. Нападавший был задержан.
Сейчас жизнь экс-премьера вне опасности, но он перенес сложную операцию и до завершения реабилитации не может принимать участие в политических акциях.
В связи с этим намеченный на 10 ноября «Долгий марш за реальную независимость» по его просьбе возглавит его ближайший соратник по партии «Пакистан Техрик-е Инсаф», бывший глава МИДа Шах Махмуд Куреши.
«Даже если Имран Хан полностью не выздоровеет, он примет участие в марше в Равалпинди (пригород Исламабада.— “Ъ”)»,— пообещал накануне возобновления общенациональной акции протеста Шах Махмуд Куреши. «Как только мне станет лучше, я намерен выйти на улицы и призову к этому весь Исламабад»,— подтвердил в своем видеообращении Имран Хан.
Акции оппозиции с требованием проведения досрочных выборов охватили страну вскоре после того, как в начале апреля нижняя палата парламента вынесла премьер-министру Имрану Хану вотум недоверия и избрала новым премьером лидера Пакистанской мусульманской лиги (Н) Шехбаза Шарифа. Обвинив своих противников в заговоре с участием внешних сил во главе с США, Имран Хан после этого вывел тысячи своих сторонников на улицы. «Никогда в нашей истории такие толпы не выходили так спонтанно, отвергая импортированное правительство, возглавляемое мошенниками»,— заявил тогда Имран Хан.
Однако жесткие действия властей, пошедших на силовой разгон митингующих, вынудили экс-премьера для предотвращения кровопролития уже в мае на несколько месяцев свернуть протестную активность, возобновившуюся лишь в конце октября.
Несмотря на покушение на своего лидера, оппозиция теперь рассчитывает раскачать власть со второй попытки, дойдя до столицы и устроив там бессрочную сидячую забастовку. Самому же Имрану Хану временная утрата мобильности не мешает продолжать делать громкие заявления, раскручивая тему заговора с участием высшего политического руководства и ведущих пакистанских силовиков. Новые подробности опальный политик сообщил в этот понедельник в интервью телеканалу CNN.
Как заявил Имран Хан, сохраняющие лояльность к нему представители пакистанского разведывательного сообщества после выстрелов в Вазирабаде доверительно проинформировали его о том, что за планом покушения на него стояли лично премьер-министр Шехбаз Шариф, министр внутренних дел Рана Санаулла и некое «высокопоставленное лицо в армии», которое он не назвал.
«Три с половиной года я был у власти. У меня есть связи в спецслужбах. Как я получил эту информацию? От разведслужб. Почему? Потому что большинство в ужасе от происходящего в стране»,— пояснил Имран Хан. По его словам, решение его убить высшее руководство страны приняло после того, как стало ясно, что протесты этой весны возобновляются с новой силой и становятся реальной угрозой для властей.
Говоря о состоянии своего здоровья, экс-премьер сообщил, что был ранен двумя пулями в правое бедро и двумя пулями — в левое, при этом левая берцовая кость была сломана. Кроме того, он получил перелом кости правой ноги и рядом с артерией остались осколки от пули.
На восстановление, по оценкам медиков, уйдет месяц-полтора.
Экс-премьер выписался из больницы и пока находится в своей резиденции в городе Лахоре.
Вопрос о том, кто стоит за покушением на пакистанского экс-премьера и можно ли считать его заказчиками представителей высшего руководства страны, становится главным раздражителем пакистанской политики на фоне предстоящего возобновления «Долгого марша за реальную независимость».
Как следует из возбужденного во вторник полицией пакистанской провинции Пенджаб дела о покушении в Вазирабаде, главным подозреваемым является стрелявший в Имрана Хана и задержанный на месте преступления гражданин Пакистана — некий Навид Башир. Ему уже предъявлены обвинения в терроризме, убийстве и попытке убийства в соответствии с рядом статей Закона о борьбе с терроризмом от 1997 года.
Сам Навид Башир на допросе объяснил свои действия личным неприятием политической деятельности Имрана Хана.
При этом власти и представители силовых структур категорически отказываются рассматривать версию о том, что несостоявшийся киллер мог иметь влиятельных покровителей. «Обвинения, оглашенные Имраном Ханом, совершенно безосновательны. Это попытка поставить под сомнение расследование совершенного на него покушения»,— приводит агентство ТАСС заявление источника в межведомственной разведке Пакистана (ISI).
Жесткое заявление сделала и министр информации и телерадиовещания Пакистана Марриюм Аурангзеб. «Единственной целью фейковых историй Имрана Хана является приход к власти незаконными путями. Ради этого он не только поставил под угрозу национальные интересы страны, но и начал очернять имидж ведущих государственных институтов»,— отметила госпожа Аурангзеб. По ее словам, лидеры действующего правительства независимо от их партийной принадлежности решительно осудили покушение, а на проведении незамедлительного расследования настоял лично премьер-министр Шехбаз Шариф. «Мы готовы принять участие в любом расследовании по этому делу, и федеральное правительство будет оказывать всяческое содействие в данном вопросе»,— заверила Марриюм Аурангзеб.
В связи с обвинениями, звучащими в заявлениях Имрана Хана и лидеров оппозиции, межведомственная служба по связям с общественностью (ISPR) Минобороны Пакистана призвала федеральное правительство возбудить уголовные дела за клевету на вооруженные силы Исламской Республики. «Никому не позволено безнаказанно порочить армию и ее солдат»,— говорится в заявлении пакистанского военного ведомства.
Однако Имран Хан продолжает играть на обострение. «Нация не будет свободной, пока не добьется справедливости. Все три вовлеченных в покушение лица должны уйти в отставку. В противном случае расследование не будет продолжено»,— заявил экс-премьер накануне марша на Исламабад. Тем самым он обозначил уже две задачи оппозиции — добиваться отставки премьер-министра и верных ему силовиков и проведения досрочных выборов.