«Гиппократу» напомнили о клятве
Губернатор Алексей Русских потребовал снова проверить завод фармпрепаратов
Правительство Ульяновской области намерено выяснить, почему, несмотря на решение суда о запрете сброса сточных вод в реку Сосновку, завод фармпрепаратов ООО «Гиппократ» в Мулловке продолжает сливать барду. О том, что решение арбитражного суда по иску регионального минприроды до сих пор не исполнено, несмотря на обещания, губернатору региона заявили депутаты Госдумы и регионального заксобрания. О том же ранее, проведя целое расследование, в соцсетях сообщали активисты Димитровграда, обеспокоенные тем, что в реке Большой Черемшан гибнет рыба.
Во вторник на заседании штаба по комплексному развитию региона (аппаратном совещании) губернатор Ульяновской области Алексей Русских снова напомнил кабмину о заводе фармпрепаратов «Гиппократ» (производство различных лекарственных спиртовых настоек), находящемся в поселке Мулловка Мелекесского района Ульяновской области. Губернатор отметил, что «постоянно поступают сигналы о том, что в реку „Гиппократом“ спускаются нечистоты». Он также подчеркнул, что накануне об этом же ему сообщили и депутаты регионального заксобрания. Заметив, что «недавно там была проверка» и ему доложили, что «никаких фактов сброса не обнаружено», «тем не менее сигналы поступают», Алексей Русских предложил своему первому заместителю Игорю Эделю выехать на место: «Надо снять этот вопрос».
Накануне ноябрьских праздников о проблеме со сбросами барды заводом «Гиппократ» заявили авторы youtube-канала «Чистая река» из Димитровграда (рыбаки и борцы за чистоту реки Большой Черемшан), которые провели целое расследование, обратив внимание на то, что «с труб очистных сооружений сливается жидкость светло-коричневого цвета со специфическим запахом брожения», в Большом Черемшане «снизились уловы», а в районе впадения ручья, идущего от очистных в Большой Черемшан, «рыба пропала совсем», «кругом пена и пузыри от брожения». Авторы видео выяснили, что «с лета этого года» в систему канализации машины-цистерны, прибывающие с завода «Гиппократ», сливают отходы — барду, и таким образом ежедневно «сливается по 100–150 тонн барды». «Барда добралась до Димитровграда», констатируют авторы сюжета, отмечая, что происходящее очень похоже на то, что произошло в 2017 году с погибшим от барды прудом Красотка: в августе 2017 года по вине «Гиппократа» прорвалась дамба бардохранилища, барда вылилась в пруд Красотка, где погибла вся рыба, а затем — в пруд Фабричный. Восстанавливать пруды виновные не стали, расходы по рекультивации взяло на себя облправительство, пообещав затем взыскать средства с «Гиппократа».
После этого, 3 ноября, ситуацию со сбросами фармпредприятия (основу которого составляет производство спирта) изучил прибывший в Димитровград и Мулловку депутат Госдумы Алексей Куринный, который с 2017 года добивается закрытия «завода, производящего сырье для „фанфуриков“» и нарушающего экологические требования.
Депутат отмечает, что по решению суда завод должен был прекратить сброс отходов своего производства в реку Сосновку и демонтировать трубы, по которым отходы подводились к реке.
Напомним, в феврале этого года Арбитражный суд Самарской области («Гиппократ» зарегистрирован в Самаре») удовлетворил иск минприроды Ульяновской области и запретил сбрасывать сточные воды и в течение месяца с момента вступления в силу решения суда демонтировать все сооружения, связанные со сбросом отходов, в том числе водоотводящие трубы. 23 августа, после отказа в рассмотрении апелляционной жалобы, решение вступило в законную силу, а 28 сентября был выдан исполнительный лист.
По словам Алексея Куринного, желая показать, что отходы он больше не сбрасывает, «Гиппократ» теперь привозит и сливает в коллектор канализации «Водоканала» по семь-восемь цистерн в сутки якобы разбавленных и отфильтрованных отходов в качестве «технической воды». В реальности же, как показал депутат, это ничем не разбавленная барда, «но „Водоканал“ верит утверждениям „Гиппократа“». «Но безусловно, „Гиппократ“ вырабатывает гораздо больше отходов»,— заявил господин Куринный и продемонстрировал, что «трубы, сливающие барду в Сосновку, на месте, и слив продолжается», «а дальше из Сосновки это все попадает в Черемшан и в Волгу». По словам депутата, после этой проверки он направил обращения в управление Росприроднадзора, природоохранному прокурору и прокурору Ульяновской области, «но надзорные органы пока не торопятся». В беседе с «Ъ» он обратил внимание на то, что судебные приставы «почему-то никак не могут найти исполнительный лист», хотя все сроки прошли, «губернатору, похоже, докладывают недостоверную информацию о том, что замечаний нет», а барда как лилась, так и льется. «Знаю, что минприроды намерено выехать туда с проверкой, но уверен, что о визите уже будет „Гиппократу“ известно, и чиновникам продемонстрируют, что завод не работает и ничто не сливается»,— отметил депутат.
Получить комментарий руководителя «Гиппократа» не удалось: Антон Гусев, сославшись на занятость, от комментариев отказался. Ульяновский природоохранный прокурор Павел Кузичев был по своему телефону для комментариев недоступен, как и руководитель ульяновского отдела управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям Алексей Орлов. На запрос «Ъ» ведомство не ответило.
В региональном минприроды ответили, что ситуация, связанная с Большим Черемшаном, находится в ведении Росприроднадзора, в связи с чем министерство уже направило туда документы «с просьбой отреагировать».
В прокуратуре Ульяновской области заметили, что «вообще-то эти вопросы относятся к природоохранной прокуратуре», «но если действительно судебные приставы до сих пор не приняли соответствующие меры, то прокуратура наделена полномочиями заставить их исполнить свои обязанности».