Кредиторы «Выборгской леспромкорпорации» ищут потерянную прибыль
Верховный суд направил дело о выводе более 10 млрд из ВЛК на новое рассмотрение
Кредиторы ООО «Выборгская лесопромышленная корпорация» (ВЛК, принадлежит бизнесмену Александру Сабадашу) пытаются взыскать со структур «Онэксим» убытки не менее чем на 10 млрд рублей, причиненные в ходе конкурсного производства ВЛК. Такую сумму насчитала налоговая служба, выявив сомнительную схему разделения убытков и прибыли при заключении договора при содействии конкурсного управляющего ВЛК Николая Власенко. Три инстанции суда отказали истцам, а Верховный суд РФ направил дело на новое рассмотрение.
В коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ поступили три жалобы на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу о банкротстве ВЛК. В оспариваемом акте кассационный окружной суд признал заслуживающими внимания доводы ФНС России о том, что конкурсный управляющий ВЛК Николай Власенко причинил компании убытки, заключив в 2018 году от ее имени заведомо невыгодный договор процессинга. Верховный суд 7 ноября 2022 года отменил определение первой инстанции и всех последующие и направил дело на новое рассмотрение, следует из резолютивной части документа в картотеке Арбитража.
ВЛК — это целлюлозно-бумажный и пеллетный завод в Выборге, который был построен бизнесменом Александром Сабадашем на месте советского предприятия «Выборгская целлюлоза» в 2013 году. Модернизация проводилась за счет кредитования от банка «Таврический». В 2015 году ЦБ ввел в банке «Таврический» процедуру санации, выбрав санатором банк «Международный финансовый клуб» (МФК), входящий в группу «Онэксим».
В том же 2015 году банком МФК от лица «Таврического» было инициировано банкротство ВЛК. Почти одновременно бенефициар завода Александр Сабадаш был приговорен к шести годам колонии строгого режима (см. №55 от 31.03.2015) за попытку возместить НДС на 1,87 млрд рублей за работы по модернизации ВЛК.
В 2018 году решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области ВЛК была признана банкротом и в отношении нее открыто конкурсное производство, а конкурсным управляющим утвержден Николай Власенко. Банк и его дочерние компании предъявили требования на 7,2 млрд рублей. При этом было принято решение о продолжении хозяйственной деятельности должника.
В том же году ВЛК заключила договор с «МФЦ Капитал» (99,98% принадлежит «Онэксим») об оказании на мощностях предприятия комплексных услуг по переработке (процессингу) давальческого сырья и производству целлюлозно-бумажной продукции. «МФЦ Капитал» реализовывал продукцию в адрес ООО «Северная целлюлоза», которое также выполняло роль закупщика сырья. Оно же было поставщиком уже произведенной продукции на внутренний рынок и экспорт.
Однако ФНС усмотрела в договоре процессинга сомнительную схему. Получалось, что ВЛК несла убытки (выплата зарплаты, коммунальных платежей, содержание имущества и прочее), а основная прибыль оседала на счетах «Северной целлюлозы» и «МФЦ Капитал». Налоговики оперировали следующими понятиями: в ВЛК был создан «центр убытков», а «Северная целлюлоза» и «МФЦ Капитал» — «центры прибыли». ФНС обратилась в суд с целью взыскать с конкурсного управляющего, «МФЦ Капитал», «Северной целлюлозы» и банка «Таврический» 663,9 млн рублей убытков.
В целом же, по расчетам налоговиков, в результате схемы «Северная целлюлоза» получила выгоду в 1,16 млрд руб, а «МФЦ Капитал» — 8,49 млрд рублей. Таким образом, в уточненных пояснениях к заседанию от 27 июня 2022 года ФНС требует взыскать в общую конкурсную массу должника причиненных убытков с компаний в общей сумме 9,65 млрд рублей. Но три инстанции судов не увидели оснований для взыскания. Суды отказали ФНС в претензиях к этим лицам, так как они «не образуют тождественный корпоративному орган управления должником, следственно, не могут считаться контролирующими для целей привлечения их к субсидиарной ответственности». А одобрение ими заключения договора процессинга на собрании кредиторов не должно повлечь ответственности кредиторов за негативные последствия от договора, потому что решение о заключении сделки принимает сам конкурсный управляющий. Спор «ушел» в Верховный суд, который и отменил все данные решения.
«Для кредиторов это решение означает пересмотр дела в пользу взыскания средств с компаний. При положительном решении для кредиторов означает полное погашение их задолженности. Сегодня реестр кредиторов составляет 11 млрд рублей. Для собственника предприятия означает, что он рассчитается с долгами и завод останется в его собственности. А для недобросовестных мажоритарных кредиторов это означает, на мой взгляд, уголовное дело»,— комментирует конкурсный управляющий одного кредиторов ООО «Фьорд» Татьяна Падалко.
Она отметила, что взыскиваемая сумма с компаний может быть больше заявленной ФНС и достигать 15 млрд рублей. Такие цифры фигурируют в экспертизе, предоставленной в суде.
«Банк МФК не является стороной по данному судебному спору, поэтому предоставить какие-либо комментарии не представляется возможным»,— прокомментировал представитель структуры. При этом, согласно данным в картотеке Арбитража, он привлекается в деле в качестве третьих лиц. В банке «Таврический» и ВЛК не ответили на запрос «Ъ-СПб».
Согласно документам суда, позиция конкурсного управляющего заключается в том, что «продолжение деятельности должника было объективно необходимо ввиду непрерывного производственного цикла на мощностях общества “ВЛК”, а конкурсный управляющий при заключении сделок, направленных на производство продукции, не обязан проверять их рентабельность».