От края до края
Какова судьба новой автотрассы из Москвы в Екатеринбург
Открыты для движения первые участки транспортного маршрута Москва—Казань — крупнейшего инфраструктурного проекта в области дорожного строительства. В следующем году по скоростной трассе можно будет доехать от Москвы до столицы Республики Татарстан, в 2024 году — до Екатеринбурга, а в перспективе и до Владивостока.
Строительством участка маршрута от Москвы до Казани, напомним, занимается госкомпания «Автодор». Проект поделен на восемь этапов, за каждый отвечает отдельный подрядчик, участки трассы вводятся в эксплуатацию по мере готовности. 8 сентября открыто движение на отрезке от ЦКАД до А108, 14 октября — от М7 до «Золотого кольца», в декабре откроют еще один участок во Владимирской и Московской областях. Основной ход трассы до Казани откроют в конце 2023 года.
Есть ли жизнь после Казани
800-километрвый участок маршрута между Казанью и Екатеринбургом — организационно более сложный проект. Напомним, что продлить трассу до столицы Урала в 2021 году поручил президент Владимир Путин. Маршрут будет состоять из участков федеральной сети, которые будут реконструированы и капитально отремонтированы, а также обходов городов и новых дорог. По линии Росавтодора на эту часть трассы выделяется более 241 млрд руб.
Первая часть — это существующая трасса М7 от Шали до Дюртюлей. На участке Шали—Нижнекамск дорога сегодня уже относится к I технической категории: имеет четыре полосы движения, разделительный барьер — здесь масштабных работ не требуется. Для улучшения безопасности движения здесь построят 22 надземных пешеходных перехода. Дальше планируется обход Нижнекамска и Набережных Челнов (81,09 км), на строительство которого выделяется 83,1 млрд руб. Это один из самых крупных проектов в составе маршрута. Обход будет представлять собой четырехполосную дорогу с 10 мостами, 5 развязками и 11 путепроводами. Работы уже давно ведутся — в сентябре, к примеру, дорожники приступили к строительству моста через реку Челна, параллельно идет строительство путепроводов в составе двух развязок. В 2023 году, рассказали “Ъ” в Росавтодоре, обход будет использоваться для перевозки грузов и пассажиров, в 2024 году его откроют для всех. Дорога впоследствии будет эксплуатироваться в платном режиме.
Этот участок выполнит важную локальную задачу. М7 является самой грузонапряженной транспортной артерией региона, рассказали “Ъ” в минтрансе Татарстана, обеспечивая перевозки грузов и пассажиров как внутри республики, так и транзитом. Крупными грузообразующими и грузопоглощающими узлами являются города Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, расположенные на территории кластера «Иннокам». «Дальнейшее развитие сдерживает ограниченность транспортной инфраструктуры "Иннокама",— говорят в министерстве.— Единственный въезд в город Набережные Челны по дороге М7 проходит по плотине Нижнекамской ГЭС. Участок, проходящий по территории города, также перегружен городским и транзитным транспортом. В пиковые часы наблюдаются километровые транспортные заторы, тем самым создается неблагоприятная экологическая обстановка». Появление обхода, поясняют в минтрансе, повысит транспортную доступность нефтехимических предприятий в Нижнекамске, автопроизводств в Набережных Челнах. Строительство обхода с мостовым переходом через Каму позволит перенаправить транзитный автотранспорт из западных регионов, идущий через Казань по М7, минуя загруженный автотранспортом проезд по плотине.
После обхода Нижнекамска и Набережных Челнов идут работы по реконструкции и капремонту М7. 25 октября был открыт для движения обновленный 6-километровый участок в Актанышском районе Татарстана: проезжая часть расширена с двух до четырех полос, установлено осевое барьерное ограждение, разделяющее потоки движения транспорта. Следующий крупный объект маршрута расположен уже в Башкирии: 65-километровый обход населенных пунктов Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово и Асяново, строительство которого началось в сентябре. Трасса будет иметь четыре полосы движения, разделительную полосу, включает в себя два моста, девять путепроводов и шесть развязок. Объем финансирования составляет 59,7 млрд руб. Так же, как и в случае с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов, уже в 2023 году по этому участку начнется перевозка грузов и пассажиров.
«Мы уведем транзитный транспорт от наших сел и деревень, что значительно улучшит экологическую обстановку»,— написал глава Башкирии Радий Хабиров. Пропускная способность трассы после появления обхода вырастет с 14 тыс. до 43 тыс. авто в сутки, рассказали “Ъ” в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Башкирии. В каждом из трех районов, через которые пройдет обход, планируется построить АЗС, общепит и гостиницы, автосервисы. «Благодаря строительству автомагистрали повысятся качество перевозок, расширятся и улучшатся внешнеторговые связи, повысится туристическая привлекательность самых удаленных уголков нашего края,— поясняют в министерстве.— Будут созданы новые рабочие места, а также будет дан дополнительный импульс для развития нашей экономики».
Следующая часть маршрута — это новая дорога протяженностью 275 км, которая пройдет от города Дюртюли (Башкирия) до поселка Ачит (Свердловская область). В плане дорожной деятельности на этот участок выделено 288 млрд руб., строительством занимается госкомпания «Автодор». Сейчас идет подготовка территории и накопление инертных материалов. После участка Дюртюли—Ачит дорога пройдет уже в Свердловской области — от Ачита от Екатеринбургской кольцевой автодороги — по существующей трассе Р242, участки которой капитально ремонтируются. Часть работ уже выполнена. В 2021 году завершили капремонт участка 250–276-й км, сейчас работы идут на 187–232-м км, недавно заключен контракт на капремонт участка 276–301-й км.
Дальше на Восток
В июле 2021 года президент Владимир Путин предложил продлить маршрут до Тюмени и Челябинска, а в сентябре текущего года одобрил идею продлить трассу через Омск, Кемерово, Красноярск, Читу до Хабаровска и Владивостока. Таким образом, в России будет создана единая транснациональная магистраль от Санкт-Петербурга до столицы Приморского края протяженностью 12 тыс. км. Конкретная трассировка дороги будет известна к лету 2023 года, заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. На данный момент известно, что трасса на всем протяжении будет I–II технической категории, за основу возьмут федеральные дороги за Уралом, реконструкция (и капремонт) которых планируется в 2022–2025 годах. Работы, в частности, проведут на нескольких участках трассы Р351 в Свердловской и Тюменской областях. Также проектируется строительство обходов Омска, Кемерово, Хабаровска и других городов.
Подчеркнем, что трасса будет иметь выходы в сторону Китая, Казахстана, Северной Кореи и Монголии. Напомним, что Россия на фоне ужесточения западных санкций делает ставку на сотрудничество с азиатскими странами, новая дорога будет играть важную роль в контексте новых приоритетов. В этом направлении работа уже давно ведется — к примеру, трассу М12 с Казахстаном соединит новая дорога, которая пройдет через Оренбург и будет включать обход Тольятти со строительством нового моста через Волгу. Дорожники Казахстана, в свою очередь, делают трассу на своей территории. В итоге будет налажена связь с северным Китаем. Параллельно с этим Росавтодор уже проработал развитие трех маршрутов до границы с Монголией и КНР: до многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Ташанта» протяженностью более 2,4 тыс. км, до МАПП «Кяхта» — более 3,9 тыс. км, до МАПП «Забайкальск» — более 4,8 тыс. км. Часть работ по этим маршрутам уже включена в пятилетний план. Также Росавтодор разработал варианты транспортного сообщения с Китаем и Северной Кореей через Владивосток путем модернизации трасс Р297 «Амур» и А370 «Уссури». В рамках пятилетнего плана на этих дорогах запланированы строительство и реконструкция участков общей протяженностью 74 км и капремонт 64 км, а для окончательного завершения проекта транснациональной магистрали дополнительно нужно провести работы еще на 128,6 км этих автодорог.