С опорой на логистику
Как реализуется план модернизации транспортной инфраструктуры
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) — один из 14 нацпроектов, который предполагает укрепление экономических связей регионов благодаря развитию железнодорожной, авиационной, автодорожной и морской инфраструктуры. Задачи нацпроекта становятся более актуальными в условиях санкций — из-за сложностей с использованием привычных маршрутов поставок в рамках внешней торговли и переориентации на новые рынки. Однако масштабные проекты КПМИ прежде всего ориентированы на население и позволяют создавать новые рабочие места в регионах, способствуют развитию внутреннего туризма, развивают экономику муниципалитетов и регионов в целом, а также обеспечивают комфорт и безопасность пассажиров в поездках по стране.
Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры — один из наиболее масштабных и дорогостоящих нацпроектов и должен стать драйвером инвестирования в национальную экономику. Расходы на мероприятия нацпроекта в его транспортной части составляют порядка 5 трлн руб. до 2024 года (финансирование за счет средств федерального бюджета — порядка 1,6 трлн руб.).
КПМИ направлен на достижение четвертой национальной цели развития Российской Федерации — «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». Транспортная часть комплексного плана предусматривает реализацию мероприятий по реконструкции, модернизации и строительству объектов железнодорожной, автодорожной, аэропортовой и морской инфраструктуры, которые направлены на развитие транспортных коридоров, расшивку узких мест транспортной сети и повышение уровня экономической связанности территории Российской Федерации.
В ходе реализации проекта планируется создание скоростной автомобильной дороги М-12 Москва—Казань и обхода Тольятти в составе транспортного коридора Европа—Западный Китай, развитие морских портов и Северного морского пути, железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона и Центрального транспортного узла, высокоскоростных железнодорожных магистралей и региональных аэропортов.
В текущем году спрос государства и бизнеса на результаты нацпроекта — развитую транспортную сеть и наращивание экспортных мощностей — вырос из-за необходимости поиска альтернативных маршрутов поставок в условиях санкций и разрыва привычных торговых связей. Впрочем, несмотря на экономический эффект, масштабные транспортные проекты во многом ориентированы на население. Например, результатами строительства Восточного полигона железных дорог кроме увеличения пропускной способности поездов и грузов должно стать создание рабочих мест для железнодорожников и строителей (всего более 50 специальностей). Развитие сети региональных аэропортов повышает транспортную доступность регионов, стимулирует развитие внутреннего туризма.