В облет Москвы
Региональным аэропортам обновляют инфраструктуру
Строительство и реконструкция региональных аэропортов по нацпроекту «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» позволит до 2024 года (включительно) ввести в эксплуатацию 51 важный объект аэродромной инфраструктуры в регионах. Власти тем самым рассчитывают на улучшение логистики внутри страны и рост экономики регионов—участников проекта. Развитие аэропортовой инфраструктуры должно стимулировать межрегиональные перевозки в обход Москвы и развивать туристический потенциал территорий.
Развитие региональной аэропортовой инфраструктуры является одним из стратегических направлений работы Белого дома. Строительство и модернизация таких объектов нацелены на развитие внутренних воздушных направлений и сохранение транспортной доступности регионов, а также повышение комфорта и безопасности пассажиров. До 2024 года в рамках федпроекта «Развитие региональных аэропортов» должен быть реконструирован 51 инфраструктурный объект, в том числе 34 взлетно-посадочные полосы.
Потребность в развитии региональных аэропортов объясняется тем, что авиасообщение между регионами во многом замкнуто на Москву. Модернизация аэропортов в регионах увеличивает их возможности по приему пассажиров и воздушных судов, что в совокупности с программами субсидирования таких направлений позволяет наладить межрегиональное авиасообщение. Из-за ограничений на поездки в 2022 году актуальность развития транспортной инфраструктуры возросла: туристы выбирают альтернативные маршруты, в том числе внутри страны, тогда как спрос на путевки за границу снижается, зафиксировала Ассоциация туроператоров России.
В 2021 году работы по федпроекту проводились на территории 56 аэропортов, подвел итоги прошлого года президиум правительственной комиссии по транспорту в феврале. Часть этих работ завершена.
Модернизация аэропорта Новый в Хабаровске позволила увеличить пассажиропоток на 300 тыс. пассажиров в год. После реконструкции перрона в новом терминале можно организовать контактные стоянки для использования телетрапов. Расширение взлетно-посадочной полосы также позволило снять ограничения по использованию полосы различными видами воздушных судов. Современная инфраструктура дает аэропорту преимущество при выборе авиакомпаниями места транзитных посадок воздушных судов, следующих по трансконтинентальным (Азия—Европа) и транстихоокеанским (Азия—Северная Америка) маршрутам.
Другой проект реализован в Красноярске. Аэропорт — один из важнейших авиатранспортных узлов Сибири (пассажиропоток — более 2,5 млн человек в год). После реконструкции магистральной рулежной дорожки (протяженность — более 2,5 км) аэропорт может принимать воздушные суда взлетной массой в том числе более 400 тонн, а самолеты не будут толпиться в очереди на руление. Пропускная способность аэропорта выросла, и теперь Красноярск может принимать 24 рейса в час вместо 12.
Челябинский аэропорт имени Курчатова, крупнейший на Южном Урале транзитный узел, после реконструкции получил третью категорию ICAO (Международной организации гражданской авиации) и стал единственным всепогодным международным аэропортом региона. В процессе работ в аэропорту расширили взлетно-посадочную полосу, реконструировали искусственные покрытия сети рулежных дорожек, увеличили площадь перрона (теперь можно разместить до 33 самолетов), модернизировали объекты радиотехнического обеспечения полетов и установили 22 мачты освещения. Работы позволили увеличить пассажиропоток до 2,5 млн человек в год.
В текущем году открыта после реконструкции взлетно-посадочная полоса аэропорта в Оренбурге, входящего в опорную сеть страны. Как отметил вице-премьер Марат Хуснуллин, модернизация таких объектов определяет потенциал экономики страны и влияет на показатели мобильности населения. Благодаря реконструкции взлетно-посадочной полосы улучшилась связанность региона с крупными городами России, а также пятью международными направлениями. По прогнозам к 2025 году пассажиропоток увеличится до 1 млн человек в год.
Наиболее остро вопрос модернизации аэропортов стоит в Якутии: до 2024 года там будут реконструированы сразу 11 аэропортовых комплексов. Дело в том, что в зоне круглогодичного наземного транспортного сообщения в Якутии проживает всего 15% населения, а более 90% территории имеет лишь сезонную транспортную доступность. В результате гражданская авиация для большинства населенных пунктов — единственный вид транспорта, доступный вне зависимости от сезона (на него приходится более 80% транспортного внутриреспубликанского пассажирооборота). В 2021 году уже реконструирована вспомогательная инфраструктура аэропорта Верхневилюйск в Якутии. В аэропорту Якутска обновлен участок длиной 625 м, что позволяет принимать все типы широкофюзеляжных воздушных судов. В нынешнем году будут закончены работы еще на шести объектах: в аэропортах Нерюнгри, Сангар, Депутатского, Вилюйска, Хандыги, Белой Горы.