Сибири не до шопинга
Переход населения к сберегательной модели поведения снизил трафик ТЦ в 2022 году на 12%
Трафик торговых центров в Сибири в январе — октябре 2022 года оказался на 12% ниже, чем годом ранее, и на 19% меньше, чем в докоронавирусном 2019 году. На уходе зарубежных брендов временно смогли заработать районные ТЦ, работающие в низком ценовом сегменте, но и они с сентября начали терять посетителей. Покупатели, по мнению экспертов, придерживаются сберегательной модели поведения, сохраняя деньги на черный день. Эксперты прогнозируют, что по итогам года торговые центры недосчитаются около 30% прибыли, но массовых закрытий ждать не стоит.
Посещаемость торговых центров в Сибири в первые 10 месяцев 2022 года сократилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 12%. Относительно докоронавирусного 2019 года снижение Mall Index (отражает изменение количества посетителей на единицу площади торговых центров) составило уже 19%, рассказали „Ъ-Сибирь“ в компании Focus Technologies. «Потребители продолжают в целом находиться в парадигме сберегательной модели поведения, по возможности сокращая траты и покупая наиболее демократичные в ценовом аспекте товары и услуги»,— объясняют эксперты. По итогу октября Mall Index в Сибири зафиксирован на 1% ниже, чем в сентябре, что традиционно для этих месяцев. В Focus Technologies пояснили, что в начале — первой половине сентября обычно наблюдается сезонный всплеск потребительской активности, связанный с новым учебным годом и бизнес-сезоном, после чего, как правило, следует снижение активности потенциальных потребителей.
Уход зарубежных брендов из «дорогих» ТЦ в начале года привел к перетоку трафика в районные торговые центры, сообщил „Ъ-Сибирь“ коммерческий директор ТЦ «Зеленый» (Красноярск) Павел Кочнев. Его площадка работает в среднем и ниже среднего сегментах, и в начале года ее посещаемость выросла примерно на 7–10%. «Мы попали в целевую аудиторию — в феврале-марте закрылись брендовые магазины в других ТЦ, и мы увидели переток трафика к нам. У нас март был очень хороший, лидирующий за все время — рост к прошлому году на 30%»,— рассказал господин Кочнев. По той же причине, по его словам, в начале года в «Зеленом» примерно на 10–15% вырос средний чек, после чего он долго не менялся, а в последние месяцы снижается. «С сентября начался спад трафика. Люди существенно потратились — на одежду для детей и книги — и к концу года уже экономят. Если раньше в первой декаде ноября уже был предновогодний всплеск, то сейчас на середину месяца динамика отрицательная. Вероятно, люди экономят сейчас еще сильнее, чем в прошлом году»,— предположил представитель «Зеленого».
Оборот розничной торговли в Новосибирской области, по данным Росстата, в январе — сентябре 2022 года был на 0,9% выше, чем в том же периоде годом ранее (571 млрд руб.). При этом динамика роста существенно замедлилась — в первые девять месяцев 2021 года она составляла 13,1% (к 2020 году). В Красноярском крае оборот розничной торговли в этом году сократился по сравнению с предыдущим годом на 5,6% (до 500,5 млрд руб.). При этом изменилось соотношение продовольственных и непродовольственных товаров. В январе — сентябре 2021 года оно составляло в Красноярском крае соответственно 45% и 55%, в том же периоде 2022 года — 48,3% и 51,7%.
Падение посещаемости торговых центров, полагает замдиректора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Максим Першин, может оказать существенное влияние на снижение оборота розничной торговли в СФО. Вместе с тем этот показатель, по словам эксперта, является одним из опережающих индикаторов состояния экономики, и его снижение может свидетельствовать о ее потенциальном замедлении в регионах СФО. «Отчасти снижение оборота розничной торговли может объясняться закрытием и уходом с рынка отдельных торговых сетей, прежде всего имеющих иностранное происхождение. Постепенное замещение торговых площадей новыми компаниями будет способствовать восстановлению трафика и оборота розничной торговли»,— считает господин Першин.
Посещаемость ТЦ, отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, сократилась на фоне снижения экономической активности населения из-за падения реальных доходов: «По данным Росстата они в 2022 году упали более чем на 7%, но по факту эти цифры могут быть выше. Отсюда и снижение трафика на 12%». Торговые центры, по словам аналитика, несут убытки: уход иностранного бизнеса снизил их выручку от аренды помещений примерно на 30%. «Доля закрытых помещений, по данным Forbes, варьируется от 20% до 45%. Массового закрытия ТЦ мы не ожидаем, но падение прибыли будет, примерно на 30% к показателям прошлого года»,— считает аналитик.
Господин Чернов полагает, что в декабре трафик, как «исторически сложилось», вырастет, но по итогам года окажется ниже, чем это было ранее. При сохранении наблюдаемых тенденций по итогу периода ноябрь — декабрь отставание от аналогичного периода 2021 года может составить 10–11%, а к уровню 2019 года — примерно те же 19%, считают в Focus Technologies: «Возможное сокращение отставания показателей от уровня 2021 года в последние месяцы текущего года можно ожидать за счет эффекта низкой базы, а именно введенных в регионе в этот период в прошлом году ограничений на посещение объектов торговли и развлечений из-за вспышек COVID-19. В целом ограничивающим фактором роста показателей продолжит выступать снижение доходов россиян и меньшее количество магазинов известных международных брендов, ранее стабильно привлекавших посетителей в ТЦ».