Это замкнутый круг
Справится ли с рисками перестрахования Российская национальная перестраховочная компания
Глобализация российского страхового рынка до февраля 2022 года достигалась за счет необходимости размещения рисков в зарубежном перестраховании, за границу уходило свыше 70% премий страхового рынка. То есть даже без прямого присутствия международных игроков покрытие по событиям было интернациональным. С началом санкционного давления и запрета на передачу рисков зарубежным перестраховщикам регулятор был вынужден докапитализировать Российскую национальную перестраховочную компанию.
Как отметил президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, «прямыми последствиями от введения санкций для российского страхового рынка стали изменение организации перестраховочной защиты и снижение присутствия на рынке компаний с иностранным участием, а также заморозка иностранных активов». К косвенным последствиям он относит усложнение процесса восстановления застрахованного имущества из-за нарушений цепочек поставок, снижение спроса на страхование со стороны компаний, деятельность которых в России была приостановлена или ограничена, рост средней выплаты практически по всем видам страхования. Отсутствие возможности передачи рисков перестраховщикам из недружественных стран стало причиной недостатка перестраховочных емкостей, что привело к концентрации рисков внутри страны.
Сразу после начала санкционного давления был принят закон о запрете до конца 2022 года российским страховщикам заключать сделки с иностранными страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами из недружественных государств — именно туда ранее уходил подавляющий объем перестраховочных сборов. В настоящее время готовится пакет поправок в законодательство, продлевающий ограничения на год.
В список недружественных стран попали национальные страховые рынки, с которыми традиционно, на протяжении более 30 лет строили отношения российские страховщики. Это в первую очередь страховой рынок Великобритании и рынки стран ЕС (прежде всего Германии, Франции, Швейцарии). Возможности осуществления операций с этими рынками теперь нет, если только Банк России не выдаст специальное разрешение.
С появлением санкций и фактически блокировкой переданных в перестрахование средств государство было вынуждено пересмотреть подходы к покрытию через докапитализацию дочерней структуры Банка России — Российской национальной перестраховочной компании (РНПК). Буквально за день был принят закон, которым капитал нацперестраховщика увеличен более чем в четыре раза — с 71 млрд до 300 млрд руб. И с последующим увеличением этой суммы до 750 млрд руб. Это решение принималось регулятором как мера, компенсирующая санкционные ограничения, косвенно затрагивающие уже действующие договоры международного перестрахования, в том числе по перестраховочной защите российских авиационных и космических рисков.
Одновременно с этим обязательная цессия — средства, передаваемые РНПК по каждому договору перестрахования,— выросла с 10% до 50%. Таким образом, по сути, обеспечивается фактически солидарная поддержка всеми страховщиками устойчивости системы внутреннего перестрахования.
Страховщиков волнуют подходы РНПК к оценке рисков и портфелей, к оперативности предоставления котировок, лояльность по отношению к качеству портфелей, сроки урегулирования убытков и т. д.
Председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина отмечает, что в целом РНПК с капиталом 750 млрд руб. справится с любым объемом рисков по договорам страхования российских страховщиков даже с учетом возможных кумуляций и крупных страховых событий.
Попытки создать альтернативную или дополнительную емкость ведутся сразу в нескольких направлениях — на площадке ЕАЭС пятью странами-участницами формируется международная Евразийская перестраховочная компания с уставным капиталом 15 млрд руб. и штаб-квартирой в Москве.
Также ЦБ открыл дискуссию о создании рыночного «клона» РНПК, которая пока не завершилась созданием оргструктуры или иного действенного механизма размещения рисков. Так что пока рынок остается довольно сконцентрированным внутри себя.
Конечно, в мире есть примеры весьма закрытых национальных страховых рынков. Так когда-то было и отчасти (в отношении новых страховых совместных предприятий) остается в КНР с долей перестраховочной премии, которую местные страховщики обязаны были передавать национальной перестраховочной компании. Обязательное участие национального перестраховщика во всех договорах страхования сохраняется в Индии. Есть ограничения в Иране и Северной Корее, которые в большей степени связаны не столько с желанием оставить деньги в стране, сколько со сдержанным отношением международных рынков к возможностям работы с этими рынками под угрозой гигантских штрафов или попадания в санкционные списки. В Белоруссии действовала модель, при которой только национальный перестраховщик мог размещать риски за пределами республики в случае необходимости, а у страховщиков такой возможности не было.
Но представители страхового сообщества выражают надежду на то, что взаимные ограничения в обозримом будущем будут смягчены. Безусловно, докапитализация РНПК влияет на возможности предоставления перестраховочной емкости национальным игрокам, однако в настоящее время проблема заключается в том, что при фактическом закрытии иностранных перестраховочных рынков внутренняя емкость должна быть найдена не на 10% или 50%, а на все 100%. Найти альтернативную емкость не представляется возможным, в том числе из-за проблемы осуществления трансграничных платежей. Именно поэтому у рынка есть несколько выходов: восстановление отношений с традиционными рынками или создание внутренней перестраховочной емкости через увеличение собственного удержания страховщиков.