Автоожидания-2023

Прогнозы участников рынка автострахования на 2023 год — осторожно-оптимистичные. Рост ОСАГО прогнозируется на 10–15%. Рост премии по автокаско-2023 пока не предвидится.

Иван Мироненко, генеральный директор «Тинькофф Страхования»:

— Мы видим, что в среднем по рынку цена за полисы автострахования увеличилась на 20–40%. При этом размер средней выплаты возмещения по ОСАГО увеличился с начала года на 31,5%. Рост цен в первом полугодии связан с повышением стоимости запчастей, которое составило в среднем 30%. Причем резкое расширение тарифного коридора в сентябре этого года на 26%, по факту увеличение цен на ОСАГО всего на 5–10%. Но мы ожидаем, что к концу года цены на полис ОСАГО вырастут на 15–20% в рублях.


Павел Нефедов, директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие»:

— Рост средней премии по ОСАГО для физических лиц за девять месяцев 2022 года у нас составил порядка 5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Средняя выплата растет более значимо, что связано с резким ростом справочников на запчасти, особенно в июне 2022 года. По итогам 2022 года мы ожидаем рост цен на полисы ОСАГО в пределах 10%. На классические продукты каско рост средней премии за девять месяцев 2022 года составил порядка 10% к аналогичному периоду прошлого года. Практически весь рост пришелся на второй и третий кварталы, когда резко подскочила стоимость на автомобили и начали дорожать запчасти, что, в свою очередь, также привело к корректировке тарифов. Пока мы не видим активного роста спроса на добровольное каско. Однако тенденцию выбора клиентами усеченных продуктов вместо полных отмечаем и связываем это прежде всего с желанием клиента разумно сэкономить, сбалансировав цену и риски. По итогам 2022 года мы не ожидаем роста средней премии автокаско более чем на 15%. В 2023 году резкого роста расценок мы не ожидаем: премии останутся на уровне третьего-четвертого кварталов текущего года.


Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков:

— Динамика средней стоимости ОСАГО в первые три квартала 2022 года коррелировала главным образом с ростом цен на запчасти и последовавшим за ним ростом средней выплаты. Так, если в первом и втором кварталах 2022 года средняя выплата составила 71,6 тыс. руб., то в третьем она выросла сразу на 14%, до 81,6 тыс. руб. Аналогично и средняя премия составляла в первом и втором кварталах порядка 6,0–6,4 тыс. руб., а за третий квартал ее значение выросло на 10%, до 7 тыс. руб. При этом расширение тарифного коридора само по себе не было фактором роста цены полисов ОСАГО. Расширение коридора позволило страховщикам более гибко определять тариф для клиента с учетом его аварийности. В результате для аварийных клиентов тарифы стали выше, а для безаварийных — практически не изменились, несмотря на кризис на рынке автозапчастей. Мы полагаем, что по итогам 2022 года рост средней премии по ОСАГО останется в пределах 10–15%. О том, как будет выглядеть динамика средней цены полиса обязательной "автогражданки" в 2023 году, говорить пока рано: очень многое зависит от цен на автозапчасти, того, насколько быстро и эффективно будут выстроены цепочки параллельного импорта запчастей, уровня инфляции в целом по стране и прочих факторов. По данным Банка России, средняя премия по автокаско по итогам первого полугодия 2022 года по сравнению с 2021 годом составила 40 969 руб. (+2812 руб., или +7,4%). Рост средней премии произошел по договорам с юридическими лицами, а в розничном сегменте средняя премия сократилась с 28 314 до 27 419 руб. Это объясняется увеличением доли более дешевых страховых продуктов с ограниченным набором рисков и франшизами. Количество заключенных договоров по итогам шести месяцев 2022 года практически не изменилось по сравнению с первым полугодием 2021 года и составило 2,5 млн. В первом квартале востребованность продуктов автокаско была выше, чем в аналогичном периоде прошлого года, во втором квартале в связи со снижением продаж автомобилей и ростом стоимости страховых услуг количество договоров сократилось на 7,5%. В первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года средняя выплата выросла на 6%. Основными причинами увеличения затрат на восстановление автомобиля являются резкий рост стоимости запчастей и дефицит комплектующих по отдельным моделям. Невозможность проведения ремонта в приемлемые сроки привела к появлению продуктов с денежной выплатой. Программы мини-каско на случай отсутствия полиса ОСАГО у виновника ДТП и с ограниченным набором рисков также остаются востребованными, но динамика сегмента добровольного автострахования пока больше обусловлена ростом страховых сумм. В случае стабилизации цен на автомобили и запчасти к ним в 2023 году можно ожидать аналогичный эффект и в стоимости автострахования.

Записал Петр Рушайло

Вся лента