О кризисе и вызовах времени
Игроки страхового рынка об ожиданиях, потерях и прогнозах
Опрос, проведенный «Ъ-Страхованием» среди страховщиков, показал, что российский страховой рынок смотрит в будущее с настороженностью, опасением, но и с надеждой. Прогнозируется рост в ОСАГО, каско, страховании жизни, ДМС, страховании от несчастных случаев, при этом говорится о потерях в транспортном страховании и об оптимизации в корпоративном страховании.
Евгения Васильева, директор Центра стратегического анализа СПАО «Ингосстрах»:
— На страховой рынок сейчас оказывает влияние множество факторов: внешнеэкономические риски, нестабильность курсов валют, ограничения на внешнеторговые отношения и снижение грузооборота, темпы экономического роста, текущие ставки по кредитам, остановка авиаперевозок по части направлений. В текущих макроусловиях прогнозы о динамике финансового сектора давать крайне затруднительно. Сохранение темпов роста страхового рынка в 2022 году в положительной зоне будет зависеть от степени давления на российскую экономику. Отрицательная рыночная динамика вероятна в сегментах моторного страхования новых транспортных средств в связи с их дефицитом, проблемами поставок. Просадка рынка может сложиться в сегментах страхования, связанных с розничным кредитованием. В условиях ожидаемого падения авторынка в 2022 году на 35–40% целевыми для страхового рынка становятся сегменты б/у автомобилей. Можно ожидать более пристального внимания к текущей клиентской базе. Ипотечное страхование в определенной мере пострадает от заградительных ставок по кредитам, а страхование выезжающих за рубеж — в связи с остановкой авиаперевозок по ряду направлений. Логично ожидать основных потерь в сегменте авиастрахования, морского, банкострахования (за счет снижения выдаваемых кредитов). В корпоративном бизнесе наиболее устойчивым видится сегмент страхования крупных предприятий. Малый и средний бизнес под давлением экономической ситуации может начать оптимизировать расходы на страхование. С другой стороны, сохранность личного имущества становится одним из главных приоритетов граждан и бизнеса. Риск угонов и дорогостоящего ремонта может, наоборот, побудить застраховать свои имеющиеся автомобиль, жилье, имущество.
Николай Галушин, директор страхового брокера и общества взаимного страхования «Ростеха»:
— Взгляд пока достаточно пессимистический. Я предполагаю дальнейшую консолидацию рынка в смысле увеличения доли крупнейших игроков в общем объеме сборов страхового рынка. Произойдет снижение объемов премии на рынке, сокращение количества игроков, и не только из-за исхода иностранных страховщиков, но и за счет ухода с рынка, небольшого по размеру, российских компаний или за счет последующих трансформаций через слияния и поглощения. Существенные проседания, возможно, произойдут во всех сегментах страхового рынка, а рост может носить весьма кратковременный характер (например, в каско — за счет корректировки страховых сумм, в ОСАГО — из-за роста тарифов). Самые существенные изменения в текущем году произойдут в сегменте страхования жизни, который на протяжении многих последних лет был локомотивом роста российского страхового рынка.
Виктор Кривошеев, первый заместитель генерального директора СК «Абсолют Страхование»:
— Российская экономика вступила в полосу жестких испытаний. Сложно найти отрасль, которую не задели и не заденут западные санкции. Пожалуй, только аграрный сектор, производство продовольствия не ощутит этого давления, будет развиваться, подпитываемый государственными субсидиями и запредельно высокими ценами в мире на сельскохозяйственную продукцию. Так что можно смело ожидать продолжения роста страховых сборов в этом секторе, тем более что государство субсидирует не только производителей продовольствия, но и страховщиков сельскохозяйственных рисков. Скорее всего, увидим рост в секторах обязательного страхования, прежде всего в ОСАГО. Количество договоров страхования здесь не уменьшится (автовладельцы обязаны покупать ОСАГО) и вряд ли сильно вырастет из-за дефицита новых автомобилей, однако стоимость единичного полиса возрастет под давлением роста цен на запчасти и расценок автосервисов.
Евгений Уфимцев, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков:
— Страховой рынок смотрит в будущее с настороженностью, опасением, но и с надеждой. Сейчас затруднено не только развитие, но и функционирование многих видов страхования — например, страховщики ОСАГО столкнулись с огромными сложностями в организации натурального возмещения убытков. Уход ряда поставщиков ПО и оборудования с рынка замедлил и усложнил внедрение некоторых IT-сервисов. Однако весь предыдущий опыт развития страхового рынка показывает, что ему удается успешно преодолевать кризисы. И сейчас высокий уровень профессионализма и страховщиков, и регулятора должен позволить минимизировать потери рынка и вновь говорить о его развитии и росте.
Юлия Шабанова, руководитель Блока агентских и офисных продаж ПАО «СК "Росгосстрах"»:
— Рынок показал ожидаемый результат, продемонстрировав снижение объемов в таких видах страхования, как НС и жизнь. При этом в моторных видах и в ДМС рынок показал рост объемов, но этот рост обусловлен подорожанием стоимости страхования. К сожалению, избежать роста стоимости страхования невозможно, так как на рынке ожидается резкий рост убыточности во всех видах по причине инфляции и повышения средней выплаты по убыткам (например, в ОСАГО средняя выплата за три квартала выросла на 30%, и, по-видимому, это не предел). Среди каналов продаж наиболее пострадавшими являются банковский и дилерский. Снизились объемы кредитования, появились сложности с поставками новых автомобилей, которые еще выросли в цене. Все это негативно сказывается на объемах продаж. Частично эти потери перекрываются за счет роста средней стоимости договора, а также увеличения уровня страхования подержанного транспорта (многие автовладельцы на фоне резкого подорожания стоимости авто приняли решение страховать подержанные автомобили, чего раньше никогда бы не сделали). Особый фокус внимания у страховых компаний вызывает сегмент ОСАГО. Рост объемов продаж значительно отстает от роста средней выплаты, что может существенно снизить рентабельность данного вида и сделать его убыточным. С апреля 2022 года заработал пул ОСАГО, его объем может превысить 40 млрд руб. в годовом выражении с оценками убыточности 100–150%, так как пока только накапливается статистика по убыткам и страховые компании реализуют различные стратегии отнесения договоров к передаче в пул. В ключевом для «Росгосстраха» сегменте страхования классического ИФЛ (квартиры и дома) компания сохраняет позитивную динамику даже на фоне падения доходов населения, поскольку клиенты в большинстве своем не готовы отказываться от страховой защиты самого важного для них, понимая, что в непредвиденных обстоятельствах изыскать бюджет на ремонт, восстановление или покупку нового жилья теперь будет значительно сложнее. Прогнозировать дальнейшую динамику рынка пока сложно — она сильно будет зависеть от развития ситуации в мире и стране. «Росгосстрах» в своей истории переживал много непростых периодов и научился с оптимизмом смотреть в будущее. В своих планах на 2023 год ориентируемся на незначительный, но все же рост рынка.
Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков:
— В этом году страховой рынок столкнулся с беспрецедентными трудностями. Некоторые из них, как, например, нехватка перестраховочных емкостей в связи с санкциями и запретом на перестрахование в недружественных странах, во многом решены благодаря РНПК. Целый ряд проблем, которые могли бы носить фатальный характер для рынка, например серьезная волатильность курсов валют и ценных бумаг весной, были решены благодаря оперативным и высокопрофессиональным действиям Центрального банка. Еще часть остается пока нерешенной. Например, существующая проблема с поставками автозапчастей в ближайшей перспективе не видится в полной мере решаемой.
Катерина Якунина, председатель Совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров:
— Последствия текущих событий еще не в полной мере отразились на страховом рынке. С начала года радикальным образом изменился ландшафт доступного рынка перестрахования для российских страховщиков и брокеров. Для брокеров это означает еще и то, что госперестраховщик в лице РНПК не готов платить брокерскую комиссию за размещение рисков в перестрахование. А еще в прошлом году для определенного количества страховых брокеров, функционирующих в России, основная выручка формировалась за счет операций по перестрахованию рисков. В этой части (перестрахование и роль брокеров для целей перестрахования) ожидать каких-либо изменений не приходится. На рынке прямого страхования серьезных цифровых изменений в 2023 году вряд ли стоит ожидать — прогнозируется значительный рост в ОСАГО за счет корректировки тарифов и незначительный рост в каско, но здесь основным драйвером, увы, станут не продажи новых транспортных средств, а рост стоимости машин. Развиваться будут и другие виды страхования, играющие наибольшую роль в общих сборах: жизнь, ДМС, страхование от несчастных случаев, в том числе за счет инфляционных ожиданий. Видоизменяется и роль брокеров, которые в первую очередь теперь будут нести на себе функции страховых консультантов при построении программ страхования. Будет расти электронная страховая коммерция.
Пресс-служба Страхового дома ВСК:
— Анализируя ситуацию на рынке, мы можем выделить несколько секторов экономики, где присутствуют поддержка государства и возможные точки для развития страхового рынка.
В первую очередь речь идет об инженерном строительстве, где есть государственная поддержка отрасли в размере 182 млрд руб. Одним из главных направлений этого сектора являются инвестиции в дорожную инфраструктуру, а также частичная поддержка девелоперов. Также мы отмечаем и такой сектор экономики, как сельское хозяйство, где действуют политика импортозамещения, поддержка программы льготного кредитования сельхозпредприятий и лизинга сельхозтехники, субсидирование отрасли — общий объем господдержки 97 млрд руб. до 2024 года. Нельзя обойти стороной и IT-отрасль, где существует максимальная поддержка со стороны государства (включая льготную ипотеку, гранты, налоговые послабления, пониженную ставку на кредитование новых и текущих проектов).
Пресс-служба «Зетта Страхование»:
— На сегодняшний день наибольшее давление испытывают следующие основные сегменты рынка.
Страхование выезжающих за рубеж. В связи с введением санкций массовые выезды россиян за рубеж были ограничены, начали возникать случаи отказа клиник от предоставления услуг российским туристам за рубежом, ассистантские компании стали уточнять перечень лечебных учреждений, готовых принимать гарантии от российских страховщиков по оплате медуслуг, оказанных российским туристам. Единичные случаи отказов были зафиксированы со стороны самих медицинских организаций в оказании медуслуг по гарантийным обязательствам. Подобные ситуации, например, имели место в клиниках Таиланда, принадлежащих сети BDMS (в том числе Bangkok Hospitals), в которых теперь возможно обслуживание российских граждан только за наличный расчет.
«Новые» автомобили. Из-за санкций многие автомобильные компании приостановили свою работу в РФ. Теперь в Россию не приедут машины из Евросоюза, стоящие дороже €50 тыс. Такие же ограничения установили США и Япония, которая не поставляет новые и подержанные авто, если стоимость модели превышает ¥6 млн. Mercedes-Benz, Audi, BMW, Ford, Jaguar Land Rover, General Motors, Volkswagen, Skoda, Porsche, Mazda, Honda объявили о приостановке отгрузки своих новых автомобилей, а центральные склады нескольких автомобильных марок перестали отпускать запасные части. Временно приостановили сборку расположенные на территории РФ заводы Hyundai, Stellantis и Renault. Клиенту самое время задуматься о том, как продлить срок службы уже имеющегося авто.